РП_программирование_ 10-11

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Управление образования Березовского муниципального округа
БМАОУ СОШ №45

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

руководитель
предметной кафедры

заместитель директора по
УВР

директор БМАОУ СОШ
№45

______________________ _______________________ ______________________
А.С.Элрик
Протокол от «25» августа
2025 г. № 1

Т.Г. Вараксина
Л.В. Нохрина
«26» августа 2025 г.
Приказ от «29» августа
2025 г. № 102

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 6531937)
учебного предмета «Программирование. Python, С++»
для обучающихся 10-11 классов

Березовский, 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Программирование. Python, С++» на
уровне среднего общего образования составлена на основе требований к результатам
освоения ФОП СОО, представленных в ФГОС СОО, а также федеральной рабочей
программы воспитания.
Целесообразность изучения данного курса определяется тем, что язык С++ –
основной язык для создания игр и операционных систем. Программы на C++
работают значительно быстрее, чем на других языках. Python предназначен для
решения небольших задач, в которых скорость выполнения не очень важна и
применяется для разработки сайтов, решения задач биоинформатики и обработки
больших данных.
Программирование является одним из фундаментальных навыков,
открывающих широкие перспективы в сфере информационных технологий,
инженерии, научных исследований и многих других областях. Этот курс призван
предоставить обучающимся возможность начать свой путь в мире
программирования, освоить основы алгоритмизации и научиться создавать
программы на одних из самых распространенных языках программирования.
Цели курса:
ознакомление учащихся с принципами и методами современного объектноориентированного программирования высокого уровня;
формирование знаний, умений и навыков в области программирования на
языках Python и С++;
развитие логического и аналитического мышления: программирование
требует высокой степени логики и анализа. Учащиеся разовьют свои умения в
решении задач, разработке алгоритмов и выявлении ошибок в программах.
Задачи курса: научить учащихся
создавать программы для решения прикладных задач разного уровня;
понимать
основные
принципы
объектно-ориентированного
программирования.
Данный курс имеет выраженную практическую направленность, которая и
определяет логику построения материала учебных занятий. Основной формой
обучения является практикум. Знания, полученные при изучении курса
«Программирование. Python, С++», учащиеся могут применить для решения
прикладных задач разного рода. Полученные знания и умения являются основой для
последующего изучения программирования в высших профессиональных
образовательных учреждениях.
На изучение учебного курса «Программирование. Python, С++» отводится 68
часов: в 10 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 11 классе – 34 часа (1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Программирование. Python,
С++»
10 КЛАСС
1. Программирование линейных алгоритмов.
Линейный алгоритм. Операторы языка программирования Python:

оператор присваивания;
составной оператор, который служит для записи в свое тело других
операторов, последовательность которых рассматривается в данном случае как один
оператор;
операторы ввода/вывода данных: операторы вывода данных на экран;
операторы ввода данных с клавиатуры.
2. Программирование алгоритмов с ветвлениями.
Алгоритм с условием:
условная конструкция IF THEN
условная конструкция IF THEN ELSE;
оператор выбора CASE OF.
3. Программирование циклических алгоритмов.
Циклические алгоритмы. Разновидности циклов:
конструкция FOR;
конструкция WHILE;
конструкция REPEAT;
вложенные циклы;
конструкция GOTO.
4. Структурированные типы данных: массивы, множества, записи.
Массив. Обработки больших объёмов однотипных данных: поиск элементов
массива и сортировка массива. Понятие множества в языке Python. Записи - работа
с наборами разнотипных данных.
5. Подпрограммы. Процедуры и функции.
Понятие подпрограмм – процедур и функций, правила их оформления и
синтаксиса, вызова и использования в основном теле программы. Отличие
процедуры от функции и их предназначение в разработке программ на языке Python.
Рекурсия – способность функций и процедур вызывать самих себя.
11 КЛАСС
1. Введение в C++ и основы работы с переменными и операторами
Структура программы. Диалоговые программы. Операторы вводавывода.
Переменные и их типы. Сумма чисел.
2. Обработка целых чисел.
Предельные значения чисел. Различие между вещественными и целыми
числами. Дискретное представление чисел. Хранение в памяти целых чисел: со
знаком, без знака. Арифметические операции с целыми числами: сложение и
вычитание, умножение и деление. Операция сравнения чисел.
3. Обработка вещественных чисел.
Арифметические операции с вещественными числами: сложение и
вычитание, умножение и деление.
4. Ветвления.

Условный оператор. Полная и неполная формы записи условного оператора.
Сложные условия в условном операторе и их применение в написании программ.
Множественный выбор - переключатель switch.
5. Циклы.
Понятие циклического алгоритма. Циклы с предусловием. Циклы с
постусловием. Циклы с переменными (счетчиком). Вложенные циклы.
6. Процедуры.
Вспомогательные алгоритмы. Процедуры. Запись процедуры на языке
программирования. Процедура с параметрами.
7. Рекурсия.
Рекурсия. Примеры рекурсий в математике и литературе. Рекурсивная
процедура (функция). Использование рекурсий при написании программ.
8. Функции.
Функция. Виды функций. Запись функций на языке программирования.
9. Символьные строки.
Символьная строка. Операции со строками: сцепление, удаление,
копирование элементов. Функции поиска подстроки. Преобразование из строки в
число и наоборот. Применение строковых данных в процедурах и функциях.
Рекурсивный перебор символов. Сравнение и сортировка строк.
10. Массивы.
Массивы в С++. Обращение к элементу массива. Перебор элементов массива.
Вывод и ввод массива. Заполнение массива случайными числами. Алгоритмы
обработки массивов.
11. Матрицы.
Матрица. Основные операции с матрицами: объявление, заполнение, вывод на
экран. Обработка элементов матрицы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В ходе изучения курса достигаются следующие образовательные результаты,
сформулированные в Федеральном государственном образовательном стандарте
среднего общего образования.
Личностные результаты:
1. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики.
2. Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию,
на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию
как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов.
3. Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем.
Метапредметные результаты:

1. Умение самостоятельно определять цели и составлять планы;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную и
внеучебную (включая внешкольную) деятельность; использовать все возможные
ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в различных
ситуациях.
2. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать
конфликты.
3. Владение навыками познавательной деятельности; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания.
4. Готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных
источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию,
получаемую из различных источников.
5. Владение навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований,
границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их
достижения.
Предметные результаты:
1. Владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в
формирование современной научной картины мира.
2. Овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов
обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки.
3. Владение универсальным языком программирования высокого уровня (по
выбору), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением
использовать основные управляющие конструкции.
4. Владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде
программирования, включая тестирование и отладку программ; владение
элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования
программ.
5. Сформированность представлений о важнейших видах дискретных
объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о
кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче;
систематизацию знаний, относящихся к математическим объектам информатики;
умение строить математические объекты информатики, в том числе логические
формулы.
6. Владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах
создания и работы с ними.
7. Владение опытом построения и использования компьютерноматематических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки
данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе
моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры

моделируемых объектов и процессов, пользоваться базами данных и справочными
системами.
8. Сформированность умения работать с библиотеками программ; наличие
опыта использования компьютерных средств представления и анализа данных.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

1

Наименование разделов и тем
программы

Программирование линейных алгоритмов
Программирование алгоритмов с
2
ветвлениями
3
Алгоритм с условием
Программирование циклических
4
алгоритмов
Структурированные типы данных:
5
массивы, множества, записи
6
Подпрограммы. Процедуры и функции
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Всего

3
3
4
4
7
13
34

Электронные
(цифровые)
Контрольные Практические
образовательные
работы
работы
ресурсы

11 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Введение в C++ и основы работы с
переменными и операторами
2
Обработка целых чисел.
3
Обработка вещественных чисел
4
Ветвления
5
Циклы
6
Процедуры
7
Рекурсия
8
Функции
9
Символьные строки
10
Массивы
11
Матрицы
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
1

Всего

2
3
3
4
4
2
1
1
6
3
5
34

Электронные
(цифровые)
Контрольные Практические
образовательные
работы
работы
ресурсы

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Тема урока

Знакомство с Python. Простейшие
программы.
Вычисления. Стандартные функции.
Решение задач
Условный оператор.
Сложные условия.
Множественный выбор.
Решение задач
Цикл с условием
Цикл с переменной.
Вложенные циклы
Процедуры.
Функции.
Рекурсия.
Решение задач
Массивы. Перебор элементов
массива.
Поиск в массиве.

Всего

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Электронные
Дата
цифровые
Контрольные Практические
изучения образовательные
работы
работы
ресурсы

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Алгоритмы обработки массивов
(реверс, сдвиг).
Отбор элементов массива по
условию.
Сортировка массивов. Метод
пузырька, метод выбора
Двоичный поиск в массиве.
Решение задач
Символьные строки.
Функции для работы с символьными
строками.
Преобразования «строка-число».
Строки в процедурах и функциях.
Сравнение и сортировка строк.
Обработка символьных строк.
Решение задач
Матрицы. Ввод матриц с клавиатуры,
с пом. генератора случайных чисел.
Обработка матриц.
Файловый ввод и вывод
Обработка смешанных данных,
записанных в файле.
Обработка смешанных данных,
записанных в файле.
Решение задач

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

11 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Тема урока

Первые программы.
Диалоговые программы.
Обработка целых чисел.
Обработка целых чисел.
Обработка целых чисел.
Обработка вещественных чисел.
Обработка вещественных чисел.
Обработка вещественных чисел.
Ветвления. Неполная формы записи
условного оператора.
Полная и неполная формы записи
условного оператора
Сложные условия
Множественный выбор
Циклы с предусловием.
Циклы с постусловием
Циклы с переменными (счетчиком)
Вложенные циклы
Вспомогательные алгоритмы.
Процедуры

Всего

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Электронные
Дата
цифровые
Контрольные Практические
изучения образовательные
работы
работы
ресурсы

18
19
20

Процедуры с параметрами
Рекурсия.
Функции. Виды функций.
Операции со строками: сцепление,
21
удаление, копирование элементов.
Операции со строками: сцепление,
22
удаление, копирование элементов.
23
Функции поиска подстроки
Преобразование из строки в число и
24
наоборот
25
Перебор символов
26
Сравнение и сортировка строк
27
Массивы. Вывод и ввод массива
28
Перебор элементов массива
29
Обработка массивов
Матрицы. Основные операции с
матрицами: объявление, заполнение,
30
вывод
на экран.
31
Обработка элементов матрицы
32
Простые алгоритмы сортировки.
Быстрые алгоритмы сортировки и
33
поиска.
34
Обработка файлов.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Поляков К.Ю. Программирование. Python, С++. 3 часть. Учебное пособие.
Просвещение, 2024
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Программа курса «Программирование. Python и C++» 8-11 класс
(профильная школа) http://kpolyakov.spb.ru/school/pycpp.htm.
2. Методическое пособие для изучения основ программирования на языке
С++ на сайте «Инфоурок»
3. Учебно-методическое пособие «Язык программирования С++ в
примерах и задачах» Т. А. Галаган и Л.А. Соловцовой
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1. http://school-collektion.edu/ru,
«Единая
коллекция
цифровых
образовательных ресурсов»
2. http://windows.edu/ru, «Единое окно доступа к образовательным
ресурсам»
3. http://fcior.edu.ru,
http://eor.edu.ru,
«Федеральный
центр
информационных образовательных ресурсов»
4. http://www.ndce.edu.ru, Каталог учебных изданий, электронного
оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования
5. http://www.portalschool.ru, Школьный портал
6. http://www.ict.edu.ru,
Федеральный портал «Информационнокоммуникационные технологии в образовании»
7. https://media.prosv.ru/content/?subject=22&klass=1,
Медиатека
Просвещения
8.
https://marketplace.obr.nd.ru/library/lessons?filter_class=1&filter_subject=
14, Образовариум
9. https://resh.edu.ru/subject/7/1/, Российская электронная школа
10. https://myschool.edu.ru/, ЦОС «Моя школа»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».