РП_право_ 10-11

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Управление образования Березовского муниципального окурга
БМАОУ СОШ №45

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

руководитель предметной
кафедры

заместитель директора по
УВР

директор БМАОУ СОШ
№45

______________________

_______________________

______________________

А.Н.Киселёва
Протокол от «25» августа
2025 г. № 1

Т.Г. Вараксина
Л.В. Нохрина
«26» августа 2025 г.
Приказ от «29» августа
2025 г. № 102

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 6532024)
учебного предмета «Право»
для обучающихся 10-11 классов

г. Березовский,
2025 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Право» на уровне среднего общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения ФОП СОО,
представленных в ФГОС СОО, а также федеральной рабочей программы воспитания.
Изучение права в средней (полной) школе опирается на знание учащимися учебного
предмета «Обществознание» в основной школе. Предполагается, что учащиеся уже имеют
определенный багаж знаний по праву, поэтому цель данного курса — углубить и привести
в систему уже имеющиеся у учащихся правовые знания, привить умение ориентироваться
в огромном массиве социальной информации и научиться использовать ее на практике.
При изучении курса «Право» в средней (полной) школе необходимо использовать
межпредметные связи, что широко представлено в параграфах данного учебника и в
отдельной таблице программы курса. Прежде всего, следует опираться на знания учащихся
по обществознанию и истории, а также по литературе, географии, искусству и др.
Содержание предмета «Право» базируется на положениях правового компонента
интегрированного предмета «Обществознание» в основной школе и тесно связано с
политологическими разделами обществознания в основной и старшей школе.
Право, как и государство, относят к категории тех ценностей, без которых
существование современного общества было бы невозможным. Регулируя общественные
отношения, право воплощает человеческие представления о порядке и справедливости. В
свою очередь, государство является уникальным социальным механизмом, позволяющим
главным образом с помощью права решать общезначимые социальные проблемы в
интересах всего общества, всех его членов. Право рассматривается в неразрывном единстве
с государством, особенностями его развития, формами правления, видами политических
режимов и т. д.
«Право» — учебный предмет, изучаемый в 10—11 классах. Его место и роль
обусловлены тем огромным значением, которое имеет право в цивилизованном обществе.
Изучение курса «Право» должно носить активный деятельностный характер.
Главная цель изучения права в современной школе — образование, воспитание и
развитие школьника, способного осознать свой гражданско-правовой статус, включающий
конституционные права, свободы и обязанности; уважающего закон и правопорядок, права
других людей; готового руководствоваться нормами права в своей повседневной
деятельности.
Задачами изучения права с учетом преемственности с основной школой являются:
— формирование представлений о правовой сфере как целостной системе,
понимания социальной ценности права, его связи с другими сторонами общественной
жизни;
— развитие правосознания и правовой культуры учащихся;
— формирование знаний базовых норм различных отраслей права в РФ, о человеке
как субъекте правоотношений;
— выработка умений получать правовую информацию из различных, в том числе
неадаптированных источников; преобразовывать её и использовать для решения учебных
задач, а также для анализа и оценки жизненных ситуаций; расширение палитры способов
познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия
в жизни гражданского общества и государства;
— обогащение опыта старшеклассников по применению полученных знаний и
умений в различных областях общественной жизни: в гражданской и общественной

деятельности, в сферах межличностных отношений, отношений между людьми различных
национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере
На изучение учебного курса «Право» отводится 170 часов: в 10 классе – 68 часов (2
часа в неделю), в 11 классе – 102 часа (3 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Право»
Теория государства и права
Теории происхождения государства и права. Признаки государства. Теории
сущности государства. Внутренние и внешние функции государства. Формы государств.
Форма правления: монархия и республика. Формы государственного устройства:
унитарные и федеративные государства. Конфедерация. Политический режим:
демократический, антидемократический. Государственный механизм: структура и
принципы. Гражданское общество. Правовое государство. Право в объективном и
субъективном смысле. Признаки права. Функции права. Система права. Предмет правового
регулирования. Метод правового регулирования. Источники права. Правовые системы
(семьи). Нормативно-правовой акт. Виды нормативно-правовых актов. Действие
нормативно-правовых актов. Социальные нормы. Структура и классификация правовых
норм. Система российского права. Юридическая техника. Формы реализации права. Виды
и способы толкования права. Субъекты и объекты правоотношения. Правоспособность,
дееспособность и деликтоспособность. Юридические факты. Гарантии законности и
правопорядка. Правосознание. Правовая культура. Правовой нигилизм. Правовое
воспитание. Понятие коррупции и коррупционных правонарушений. Опасность коррупции
для гражданина, общества и государства. Антикоррупционные меры, принимаемые на
государственном уровне. Признаки и виды правонарушений. Юридическая
ответственность. Презумпция невиновности.
Конституционное право
Конституционное право. Виды конституций. Конституция Российской Федерации.
Основы конституционного строя Российской Федерации. Форма государственного
устройства Российской Федерации. Источники конституционного права Российской
Федерации. Гражданство Российской Федерации: основания приобретения, принципы,
основания прекращения гражданства. Права и свободы гражданина Российской Федерации.
Уполномоченный по правам человека. Конституционные обязанности гражданина РФ.
Воинская обязанность и альтернативная гражданская служба. Система органов
государственной власти Российской Федерации. Президент Российской Федерации:
правовой статус, функции и полномочия. Виды парламентов. Федеральное Собрание
Российской Федерации: структура, полномочия и функции. Правительство Российской
Федерации: порядок формирования, области деятельности, структура. Структура судебной
системы Российской Федерации. Демократические принципы судопроизводства.
Конституционный Суд Российской Федерации. Верховный Суд Российской Федерации.
Система и функции правоохранительных органов Российской Федерации. Принципы и
виды правотворчества. Законодательный процесс: субъекты законодательной инициативы,
стадии законодательного процесса в Российской Федерации. Избирательное право и
избирательный процесс в Российской Федерации. Виды и особенности избирательных
систем. Стадии избирательного процесса. Выборы. Референдум. Система органов местного
самоуправления. Принципы местного самоуправления. Сферы деятельности органов
местного самоуправления.
Основные отрасли российского права

Гражданское право: предмет, метод, источники, принципы. Виды гражданскоправовых отношений. Субъекты гражданских правоотношений. Физические лица.
Признаки и виды юридических лиц. Гражданская право- и дееспособность.
Организационно-правовые
формы
предпринимательской
деятельности.
Право
собственности. Виды правомочий собственника. Формы собственности. Обязательственное
право. Виды и формы сделок. Условия недействительности сделок. Реституция.
Гражданско-правовой договор. Порядок заключения договора: оферта и акцепт.
Наследование. Завещание. Страхование и его виды. Формы защиты гражданских прав.
Гражданско-правовая ответственность. Защита прав потребителей. Непреодолимая сила.
Право на результаты интеллектуальной деятельности: авторские и смежные права,
патентное право, ноу-хау. Предмет, метод, источники и принципы семейного права. Семья
и брак. Правовое регулирование отношений супругов. Брачный договор. Условия
вступления в брак. Порядок регистрации и расторжения брака. Права и обязанности членов
семьи. Лишение родительских прав. Ответственность родителей по воспитанию детей.
Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление. Опека и
попечительство. Приемная семья. Источники трудового права. Участники трудовых
правоотношений: работник и работодатель. Права и обязанности работника. Порядок
приема на работу. Трудовой договор: признаки, виды, порядок заключения и прекращения.
Рабочее время и время отдыха. Сверхурочная работа. Виды времени отдыха. Заработная
плата. Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних. Трудовые
споры. Дисциплинарная ответственность. Источники и субъекты административного права.
Метод административного регулирования. Признаки и виды административного
правонарушения. Административная ответственность и административные наказания.
Принципы и источники уголовного права. Действие уголовного закона. Признаки, виды и
состав преступления. Уголовная ответственность. Виды наказаний в уголовном праве.
Уголовная ответственность несовершеннолетних. Финансовое право. Правовое
регулирование банковской деятельности. Структура банковской системы РФ. Права и
обязанности вкладчиков. Источники налогового права. Субъекты и объекты налоговых
правоотношений. Права и обязанности налогоплательщика. Финансовый аудит. Виды
налогов. Налоговые правонарушения. Ответственность за уклонение от уплаты налогов.
Основы российского судопроизводства
Конституционное судопроизводство. Предмет, источники и принципы гражданского
процессуального права. Стадии гражданского процесса. Арбитражное процессуальное
право. Принципы и субъекты уголовного судопроизводства. Особенности процессуальных
действий с участием несовершеннолетних. Стадии уголовного процесса. Меры
процессуального принуждения. Суд присяжных заседателей. Особенности судебного
производства по делам об административных правонарушениях. Основные принципы и
источники международного права. Субъекты международного права.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны
отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб,
флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии
экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя,
наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать
первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия
в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение
опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
представлены тремя группами универсальных учебных действий.

Регулятивные универсальные учебные действия:
— самостоятельное определение цели, умение задавать параметры и критерии, по
которым можно определить, что цель достигнута;
— оценка возможных последствий достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
— постановка и формулирование собственных задач в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
— оценка ресурсов, в том числе времени и других нематериальных ресурсов,
необходимых для достижения поставленной цели;
— выбор пути достижения цели, умение планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
— организация эффективного поиска ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
— сопоставление полученного результата деятельности с поставленной заранее
целью.
Познавательные универсальные учебные действия:
— обобщенные способы решения задач, в том числе умение осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
— критическая оценка и интерпретация информации с разных позиций, распознание
и фиксация противоречия в информационных источниках;
— использование различных модельно-схематических средств для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных
источниках;
— критическое аргументирование в отношении действий и суждений другого;
— целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и
способов действия;
— индивидуальная образовательная траектория, учитывая ограничения со стороны
других участников и ресурсные ограничения.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— осуществление деловой коммуникации как со сверстниками, так и со взрослыми
(как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для
деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатий;
— способность при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так
и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий,
эксперт и т. д.);
— способность координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия;
— умение развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с
использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
— возможность распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать
конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию,
избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты:
− знание содержания различных теорий происхождения государства;
− сравнение различных форм государства;
− умение приводить примеры различных элементов государственного механизма и
их места в общей структуре;

− соотношение основных черт гражданского общества и правового государства;
− применение знания о принципах, источниках, нормах, институтах и отраслях
права, необходимых для ориентации в российском нормативно-правовом материале, для
эффективной реализации своих прав и законных интересов;
− оценка роли и значения права как важного социального регулятора и элемента
культуры общества;
− сравнение и выделение особенностей и достоинств различных правовых систем
(семей);
− умение проводить сравнительный анализ правовых норм с другими социальными
нормами, выявлять их соотношение, взаимосвязь и взаимовлияние;
− характеристика особенностей системы российского права;
− различение форм реализации права;
− выявление зависимости уровня правосознания от уровня правовой культуры;
− оценка собственного возможного вклада в становление и развитие правопорядка
и законности в Российской Федерации;
− способность
различать
соответствующие
виды
правоотношений,
правонарушений, юридической ответственности, применяемых санкций, способов
восстановления нарушенных прав;
− выявление общественной опасности коррупции для гражданина, общества и
государства;
− умение целостно анализировать принципы и нормы, регулирующие
государственное устройство Российской Федерации, конституционный статус
государственной власти и систему конституционных прав и свобод в Российской
Федерации, механизмы реализации и защиты прав граждан и юридических лиц в
соответствии с положениями Конституции Российской Федерации;
− сравнение воинской обязанности и альтернативной гражданской службы;
− оценка роли Уполномоченного по правам человека Российской Федерации в
механизме защиты прав человека и гражданина в Российской Федерации;
− характеристика системы органов государственной власти Российской Федерации
в их единстве и системном взаимодействии;
− способность характеризовать правовой статус Президента Российской
Федерации, выделять его основные функции и объяснять их внутри- и внешнеполитическое
значение;
− умение дифференцировать функции Совета Федерации и Государственной Думы
Российской Федерации;
− умение характеризовать Правительство Российской Федерации как главный
орган исполнительной власти в государстве; раскрывать порядок формирования и
структуру Правительства Российской Федерации;
− способность характеризовать судебную систему и систему правоохранительных
органов Российской Федерации;
− характеристика этапов законодательного процесса и субъектов законодательной
инициативы;
− выделение особенностей избирательного процесса в Российской Федерации;
− характеристика системы органов местного самоуправления как одной из основ
конституционного строя Российской Федерации;
− определение места международного права в отраслевой системе права;
характеристика субъектов международного права;
− умение различать способы мирного разрешения споров;
− способность оценивать социальную значимость соблюдения прав человека;

− сравнение механизмов универсального и регионального сотрудничества и
контроля в области международной защиты прав человека;
− дифференцирование участников вооруженных конфликтов;
− различение защиты жертв войны и защиту гражданских объектов и культурных
ценностей; умение называть виды запрещенных средств и методов ведения военных
действий;
− выделение структурных элементов системы российского законодательства;
− анализ различных гражданско-правовых явлений, юридических фактов и
правоотношений в сфере гражданского права;
− умение проводить сравнительный анализ организационно-правовых форм
предпринимательской деятельности, выявлять их преимущества и недостатки;
− способность целостно описывать порядок заключения гражданско-правового
договора;
− умение различать формы наследования;
− различение видов и форм сделок в Российской Федерации;
− выявление способов защиты гражданских прав; характеристика особенностей
защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности;
− анализ условий вступления в брак, характеристика порядка и условий
регистрации и расторжения брака;
− умение различать формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей;
− способность выделять права и обязанности членов семьи;
− характеристика трудового права как одной из ведущих отраслей российского
права, определение правового статуса участников трудовых правоотношений;
− проведение сравнительного анализа гражданско-правового и трудового
договоров;
− способность различать рабочее время и время отдыха, разрешать трудовые споры
правовыми способами;
− дифференцирование уголовных и административных правонарушений и
наказаний за них;
− умение проводить сравнительный анализ уголовного и административного видов
ответственности; иллюстрировать примерами порядок и условия привлечения к уголовной
и административной ответственности несовершеннолетних;
− целостное описание структуры банковской системы Российской Федерации;
− в практических ситуациях определение применимости налогового права
Российской Федерации; выделение объектов и субъектов налоговых правоотношений;
− соотнесение видов налоговых правонарушений с ответственностью за их
совершение;
− применение норм жилищного законодательства в процессе осуществления своего
права на жилище;
− дифференцирование прав и обязанностей участников образовательного процесса;
− проведение сравнительного анализа конституционного, гражданского,
арбитражного, уголовного и административного видов судопроизводства, грамотное
применение правовых норм для разрешения конфликтов правовыми способами;
− способность давать на примерах квалификацию возникающих в сфере
процессуального права правоотношений;
− умение применять правовые знания для аргументации собственной позиции в
конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов;
− возможность выявлять особенности и специфику различных юридических
профессий;

− сравнительный анализ различных теорий государства и права;
− дифференциация теорий сущности государства по источнику государственной
власти;
− оценка тенденции развития государства и права на современном этапе;
− понимание необходимости правового воспитания и противодействия правовому
нигилизму;
− классификация видов конституций по форме выражения, по субъектам принятия,
по порядку принятия и изменения;
− толкование государственно-правовых явлений и процессов;
− сравнительный анализ особенностей российской правовой системы и правовых
систем других государств;
− умение различать принципы и виды правотворчества;
− способность описывать этапы становления парламентаризма в России;
− сравнение различных видов избирательных систем;
− анализ с точки зрения международного права проблем, возникающих в
современных международных отношениях;
− выделение основных международно-правовых актов, регулирующих отношения
государств в рамках международного гуманитарного права;
− оценка роли неправительственных организаций в деятельности по защите прав
человека в условиях военного времени;
− способность формулировать особенности страхования в Российской Федерации,
различать виды страхования;
− умение различать опеку и попечительство;
− умение характеризовать аудит как деятельность по проведению проверки
финансовой отчетности.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

1
2
3
4

Наименование разделов и тем
программы

Роль и значение права
Теория государства и права
Конституционное право
Права человека
Защита проектных и исследовательских
5
работ
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Электронные
(цифровые)
Контрольные Практические образовательные
работы
работы
ресурсы

Всего
1
24
20
18
5
68

11 КЛАСС
Количество часов
Наименование разделов и тем
№ п/п
программы

1
2
3
4
5
6
7
8

Гражданское право
Финансовое и налоговое право
Семейное право
Трудовое право
Административное право
Уголовное право
Основы судопроизводства
Международное право
Защита проектных и исследовательских
9
работ
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Электронные
(цифровые)
Контрольные Практические образовательные
работы
работы
ресурсы

Всего
21
12
12
15
6
18
6
3
5
102

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество часов
№ п/п Тема урока

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

Введение. Роль и значение права
Происхождение государства и права
Государство, его признаки и сущность
Власть. Государство. Политический режим
Форма государства
Функции государства и государственный
механизм
Принципы правового государства
Идея гражданского общества и ее
реализация
Верховенство правового закона. Законность
и правопорядок.
Разделение властей
Понятие права. Функции права. Система
права
Виды норм права. Подзаконные акты
Источники права
Право в системе социального регулирования
Источники права. Действие нормативноправовых актов во времени, пространстве,
по кругу лиц
Правотворчество: понятие, принципы, виды.
Юридическая техника

Всего
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Электронные
Дата
цифровые
Контрольные Практические изучения образовательные
работы
работы
ресурсы

16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.

Реализация права и ее формы. Толкование
права. Понятие, виды, способы
Правоотношения: понятие, структура.
Юридические факты
Правомерное поведение.
Правонарушение: понятие и виды
Юридическая ответственность: понятие,
принципы
Юридическая ответственность: виды,
основания
Понятие правовой культуры общества и
личности
Правовая деятельность
Совершенствование правовой культуры
Правовые системы современности
Понятие Конституции, ее виды
Конституционализм
Конституция Российской Федерации: общая
характеристика
Основы конституционного строя Российской
Федерации
Федеративное устройство, права и
обязанности гражданина
Избирательное право
Выборы, принципы демократических
выборов
Избирательные системы и избирательный
процесс
Мажоритарная, пропорциональная,
смешанная избирательные системы
Федеративное устройство

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.

52.
53.

Принципы федерализма в России, субъекты
Федерации
Президент Российской Федерации
Верховный Главнокомандующий
Вооруженными Силами РФ
Парламентаризм. Законодательная власть
Федеральное Собрание. Совет Федерации.
Государственная Дума
Законотворчество. Принятие федеральных
законов
Законодательный процесс в Российской
Федерации
Правительство Российской Федерации
Судебная власть в РФ.
Прокуратура
Местное самоуправление
Правовой статус человека и гражданина в
Российской Федерации.
Гражданство в РФ
Права, свободы человека и гражданина в
Конституции РФ
Обязанности человека и гражданина в
Конституции РФ
Гражданские (личные) права. Равенство прав
и свобод людей. Право на жизнь. Запрет
рабства и пыток. Равенство перед законом.
Принцип презумпции невиновности Право
на свободу передвижения. Право на свободу
мысли, совести и религии
Политические права. Право на свободу
убеждений. Право на свободу мирных

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1

собраний и ассоциаций.
Право принимать участие в управлении
54.
своей страной непосредственно или через
избранных представителей
Основные экономические, социальные и
55.
права граждан по Конституции РФ
Культурные права граждан по Конституции
56.
РФ
Право на благоприятную окружающую
57.
среду
58.
Права ребенка
59.
Нарушения прав человека
Апартеид; геноцид; дискриминация
60.
меньшинств; расизм
61.
Защита прав человека в мирное время
Способы защиты прав человека, этапы
62.
защиты прав человека, правозащитные
организации
Международная защита прав человека в
63.
условиях военного времени
Защита проектных и исследовательских
64-68
работ
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1

1
1
1
1
1
1
1
1

1
5
68

11 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

1.

Понятие и источники гражданского права
Имущественные и личные неимущественные
отношения.
Гражданский кодекс Российской Федерации;
гражданское право
Физические лица. Юридические лица
Гражданская правоспособность и
дееспособность.
Гражданские права несовершеннолетних
Опека. Попечительство
Предпринимательство
Юридические лица и их формы
Акционерное общество. Хозяйственные
общества. Хозяйственные товарищества
Право собственности
Вещное право. Национализация
Приватизация
Понятие наследования; его виды; завещание,
наследники
Страхование; его виды; договор страхования
Обязательственное право
Договор, виды договоров. Должник;
кредитор
Сделки.
Защита материальных и нематериальных

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.

Всего
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Электронные
Дата
цифровые
Контрольные Практические изучения образовательные
работы
работы
ресурсы

20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.

прав.
Ущерб. Умышленное причинение вреда.
Причинение вреда по неосторожности
Возмещение вреда
Налоги; налоговое право
Налоговые органы. Налоговый кодекс РФ.
Пошлины; сборы. Аудит
Классификация видов налогов
Ответственность за уклонение от уплаты
налогов
Налогообложение физических и
юридических лиц
Акцизы; налог на добавленную стоимость;
налог на прибыль; налоговые льготы.
Налог на доходы физических лиц; налоговая
декларация (декларация о доходах)
Правовое регулирование банковской
деятельности.
Банковский договор. Депозиты
Права и обязанности вкладчиков
Понятие и источники семейного права
Семейный кодекс Российской Федерации
Брак, условия его заключения
Брачный возраст; принцип моногамии
Имущественные права супругов; брачный
договор
Личные права супругов
Обязанности супругов
Права и обязанности родителей;
Лишение родительских прав; алименты;

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.

Права и обязанности детей
Усыновление
Опека, попечительство
Семейное процессуальное право
Понятие и источники трудового права
Трудовой кодекс Российской Федерации
Трудовые правоотношения
Коллективный договор
Трудовой договор
Рабочее время
Время отдыха, ежегодный отпуск
Сверхурочная работа
Оплата труда. Единая тарифная сетка (ЕТС
Охрана труда
Охрана труда и здоровья женщин и
несовершеннолетних
Индивидуальные и коллективные трудовые
споры
Комиссия по трудовым спорам (КТС);
забастовки
Дисциплина труда; правила внутреннего
распорядка
Дисциплинарная и материальная
ответственность; порядок возмещения
ущерба
Трудовое процессуальное право
Понятие и источники административного
права.
Кодекс Российской Федерации об
административных правонарушениях

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.

виды административных правонарушений
Административное наказание
Виды административных наказаний
Административный арест; дисквалификация;
лишение специального права
Понятие и источники уголовного права
Уголовный кодекс Российской Федерации
Преступление
Неоднократность преступлений; рецидив
преступлений
Совокупность преступлений; состав
преступления
Виды преступлений по УК РФ
Преступления против личности
Преступления в сфере экономики
Компьютерные преступления
Преступления против общественной
безопасности и общественного порядка
Преступления против государственной
власти
Преступления против мира и безопасности
человечества
Уголовная ответственность
Уголовное наказание
Виды уголовных наказаний
Обстоятельства, исключающие преступность
деяния по УК РФ
Обстоятельства, смягчающие и
отягощающие нака зание

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98-102

Вовлечение несовершеннолетних в
преступную деятельность
Уголовная ответственность
несовершеннолетних
Принудительные меры воспитательного
воздействия
Гражданское процессуальное право
Судебное разбирательство, его этапы,
Гражданский иск
Уголовно-процессуальный кодекс РФ
Уголовно-процессуальное право
Судопроизводство,его стадии, участники и
принципы, приговор
Принципы международного права
Международные организации
Международные правовые акты
Международное гуманитарное право
Защита проектных и исследовательских
работ
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5
102

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Никитин А.Ф., Никитина Т.И., Акчурин Т.Ф. Право. 10-11 классы. Учебник.
Базовый и углублённый уровни. Просвещение, 2025
Калуцкая Е.К. под редакцией Чубарьяна А.О. Наша конституция. Учебное
пособие. 9-11 классы. Просвещение, 2024
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Право. Методическое пособие. 10–11 классы. Е. К. Калуцкая.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1. http://school-collektion.edu/ru, «Единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов»
2. http://windows.edu/ru, «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»
3. http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru, «Федеральный центр информационных
образовательных ресурсов»
4. http://www.ndce.edu.ru,
Каталог
учебных
изданий,
электронного
оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования
5. http://www.portalschool.ru, Школьный портал
6. http://www.ict.edu.ru,
Федеральный
портал
«Информационнокоммуникационные технологии в образовании»
7. https://media.prosv.ru/content/?subject=22&klass=1, Медиатека Просвещения
8. https://marketplace.obr.nd.ru/library/lessons?filter_class=1&filter_subject=14,
Образовариум
9. https://resh.edu.ru/subject/7/1/, Российская электронная школа
10. https://myschool.edu.ru/, ЦОС «Моя школа»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».