Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №45»
РАССМОТРЕНА
Педагогический Совет
БМАОУ СОШ №45
Протокол № _____
от «___» _________ 2025г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор
БМАОУ СОШ №45
Нохрина Л.В._____
Приказ № ______
от «___» ___ 2025г.
Ученическая каллиграфия
дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
для детей 8 - 10 лет,
срок реализации - 1 год
2025 г.
Оглавление
Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы ............................... 3
1.1.
Пояснительная записка ................................................................................ 3
1.2.
Цель и задачи программы ........................................................................... 8
1.3.
Содержание общеразвивающей программы ............................................. 9
1.3.1. Учебный план ......................................................................................... 9
1.3.2. Содержание учебного плана ............................................................... 10
1.3.3. Планируемые результаты .................................................................... 11
Раздел №2. Комплекс организационно-педагогических условий ...................... 13
2.1.
Материально-техническое обеспечение .................................................. 13
2.2.
Кадровое обеспечение ............................................................................... 14
2.3.
Методические материалы .......................................................................... 14
РАЗДЕЛ № 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Ученическая каллиграфия» (далее ДОП «Каллиграфия») социальношуманитарной
направленности
разработана
в
соответствии
с
основополагающими документами:
1.
Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
4.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
6.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»
7.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
№
629
"Об
утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
9.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»
10.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)»;
11.
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О
направлении
методических
рекомендациями
по
рекомендаций»
реализации
(вместе
с
адаптированных
«Методическими
дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
12.
Приказ
от
рекомендаций
26.06.2019
"Правила
№
70-Д
"Об
утверждении
персонифицированного
методических
финансирования
дополнительного образования детей в Свердловской области";
13.
Устав БМАОУ СОШ №45;
14.
Положение
об
организации
и
осуществлении
образовательной
деятельности по дополнительным общеразвивающим программам БМАОУ
СОШ №45;
15.
Положение о порядке обработки персональных данных обучающихся
БМАОУ СОШ №45
16.
Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля по
дополнительным общеразвивающим программам БМАОУ СОШ №45
17.
Положение
об
организации
и
осуществлении
образовательной
деятельности по сетевой форме реализации образовательных программ БМАОУ
СОШ №45
18.
Календарный учебный график дополнительного образования БМАОУ
СОШ №45
19.
Рабочая программа воспитания БМАОУ СОШ №45
Актуальность программы
Программа по курсу «Ученическая каллиграфия» на уровне начального
общего образования составлена на основе требований к результатам освоения
основной образовательной программы начального общего образования ФГОС
НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного
развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в
федеральной рабочей программе воспитания.
Основной целью программы является формирование и закрепление у
учащихся графически правильного, чёткого письма как основы для их
дальнейшего успешного обучения.
Выработка
у
младших
школьников
графически
правильного,
разборчивого и быстрого письма наряду с чтением и вычислительными
навыками — задача первостепенной важности. Это объясняется тем, что от
степени сформированности и автоматизированности этих действий зависит
психическое развитие и развитие когнитивных способностей ребенка, то есть
развитие навыков письма является одним из основных навыков, влияющих на
успех продвижения ребёнка в учебной деятельности.
Навык письма давно признан педагогами и учеными одним из
сложнейших координационных навыков, требующий не только слаженной
работы мелких мышц кисти, но и правильной координации движений всего
тела, выработки правильного «здорового» ритма дыхания, за которые отвечают
целый ряд отделов головного мозга, которые, в свою очередь, отвечают за за
память, внимание и пространственное восприятие. В связи с этим развитие, а
главное закрепление и автоматизация навыка правильного письма у ребенка
требует пристального внимания преподавателя и родителя на протяжении
достаточно длительного отрезка времени. В рамках основной школьной
программы каллиграфия дается только в рамках изучения русского языка в 1
классе, чего явно недостаточно для закрепления и автоматизации почерка.
Причем, в связи с современным уровнем цифровизации, спецификой усвоения
информации, общим ускорением ритма жизни развитие отвечающих за письмо
отделов головного мозга зачастую «отстает» от физического развития, что
создает сложности при дальнейшем обучении.
Уникальность данного курса каллиграфии заключается в том, что она
находится на стыке школьных программ по курсу «Обучение письму»,
«Русский язык», «Изобразительное искусство» и дополняет их. Кроме того, эта
программа выстроена по двум основным принципам:
1. по принципу «от простого к сложному», то есть от простых элементов
(например «крючок») и букв на их основе до полуовалов и овалов и пр..
2. по генетическому принципу: буквы и буквосочетания объединяются на
основе подобия элементов (г, и, ш и пр.), что упрощает понимание
ребенком механизма их написания и способствует их лучшему
запоминанию.
Так же данная программа кроме развития и закрепления навыка письма
способствует гармоничному развитию личности ребенка, его физических и
психологических особенностей.
Таким образом, программа соответствует социально-экономическим
потребностям нашего региона и города, социальному заказу на образовательные
услуги, поскольку отражает потребности и индивидуальные особенности
потенциальных обучающихся, ожидания родителей, требования и ожидания
образовательных учреждений профессионального образования, требования
социума, общественности, государства.
Программа рассчитана на детей 8 - 11 лет (2-4 класс).
Срок ее реализации - 2 года.
Уровень освоения программы - базовый.
Наполняемость группы - от 6 до 10 человек.
Группы комплектуются по возрастному признаку без предварительного
тестирования и какого-либо отбора, с учетом возрастных, индивидуальнопсихологических и физиологических особенностей обучающихся.
Группа комплектуются из детей, проявляющих заинтересованность в
занятиях предметом. Педагог учитывает особенности каждого обучающегося и
обеспечивает индивидуальный подход к нему. При наличии в группе ребенка
особых категорий (дети с ограниченными возможностями здоровья, одаренные
дети), основная программа адаптируется под возможности этого ребенка.
В качестве базы для освоения программы используется авторская
методика обучения письму и коррекции почерка Регины Казарян, и
собственные наработки в сфере каллиграфического рисования.
Методические
особенности
реализации
программы
предполагают
сочетание возможности развития навыка правильного письма, а также общего
развития ребенка, которое включает развитие мелкой моторики, отдельных
отделов головного мозга, отвечающих по мимо письма за целый ряд
познавательных способностей и навыков.
Режим работы:
- количество занятий в неделю: 1
- продолжительность каждого занятия: 1 академический час;
- продолжительность одного академического часа - 50 минут;
Общий объем часов по программе: 34.
Формы обучения: очная. Основными формами организации процесса
обучения являются групповые занятия.
Виды занятий: практические занятия, домашние задания.
Формы подведения итогов: промежуточный и итоговый буквенные
диктанты с анализом работ учащихся и разработкой рекомендаций для
родителей. Результаты работ обучающихся фиксируются на фото по окончании
занятия. Сами работы и фотоматериалы собираются в индивидуальное
портфолио для каждого ребенка для дальнейшего анализа.
1.2.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Целью данной программы является формирование и закрепление у
учащихся графически правильного, чёткого письма.
Задачи:
Обучающие:
- формирование и закрепление у учащихся навыка графически правильного,
чёткого письма;
- совершенствование мелкой моторики рук, точных движений пальцев;
Воспитательные:
- формирование у обучающихся стремления к получению качественного
законченного результата;
-
воспитание
внимательности,
аккуратности,
целеустремлённости,
самодисциплины, воли, терпения, ответственности.
Развивающие:
- развитие глазомера, орфографической зоркости, пространственного видения
окружающего мира;
- раскрытие творческих способностей;
- стимуляция развития связной речи и мышления;
- развитие психофизиологических качеств обучающихся: память,
внимание,
способность логически мыслить, анализировать.
- развитие способности планировать, предвидеть результат работы и достигать
его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
№
1.3.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Название раздела\блока тем
Количество академических часов
1 год
34
1.
2.
3.
4.
5.
1 блок: элементы «наклонная»,
«крючок», «двойной крючок»,
«диагональная наклонная» - буквы и
буквосочетания
2 блок: закрепление предыдущих
элементов + «большая петля», «малая
петля», «мостик», буквы и
3буквосочетания
блок: закрепление предыдущих
элементов + «овал», «правый и левый
полуовал», «полукруг», «мостик»,
буквы и буквосочетания
4 блок: заглавные буквы (элементы «горизонтальный, правый и левый
крючок», буквы и буквосочетания
5 блок: закрепление результатов –
буквенные диктанты
ИТОГО:
6
5
6
14
3
34
1.3.2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Блок 1. Развитие мелкой моторики рук (нейрогимнастика), выработка
правильного «писчего хвата», выполнение упражнений на развитие внимания,
синхронизации работы обоих полушарий головного мозга и пр.
Освоение элементов «наклонная», «двойная наклонная», «крючок»,
«двойной крючок», «диагональная наклонная», а также написание прописных
букв (и, й, ш, н, г, п, р, т, л, м) и буквосочетаний на основе этих элементов.
Блок 2. Развитие мелкой моторики рук (нейрогимнастика), закрепление
правильного «писчего хвата», выполнение упражнений на развитие внимания,
синхронизации работы обоих полушарий головного мозга и пр.
Освоение элементов «нижняя большая петля», «нижняя малая петля»,
«мостик», а также написание прописных букв (у, ц, щ, ч, ъ, ь, ы) и
буквосочетаний на основе этих элементов. Закрепление написания букв,
освоенных в предыдущем блоке.
Блок 3. Развитие мелкой моторики рук (нейрогимнастика), закрепление
правильного «писчего хвата», выполнение упражнений на развитие внимания,
синхронизации работы обоих полушарий головного мозга и пр.
Освоение элементов «овал», «правый полуовал», «полукруг», а также
написание прописных букв (о, ю, б, а, д, э, ф, с, х, ж, я, к) и буквосочетаний на
основе этих элементов. Закрепление написания букв освоенных в предыдущих
блоках.
Блок 4. Развитие мелкой моторики рук (нейрогимнастика), закрепление
правильного «писчего хвата», выполнение упражнений на развитие внимания,
синхронизации работы обоих полушарий головного мозга и пр.
Освоение элементов «двойной крючок», «горизонтальный крючок»,
«правый полукруг», «левый полукруг», а также написание всех заглавных букв
и буквосочетаний на основе этих элементов и элементов освоенных ранее.
Закрепление написания букв освоенных в предыдущих блоках.
Блок 5. Развитие мелкой моторики рук (нейрогимнастика), выполнение
упражнений на развитие внимания, синхронизации работы обоих полушарий
головного мозга и пр.
Проведение буквенных диктантов подразумевает выполнение учеником
трех работ разной сложности, состоящих из буквосочетаний, а также отдельных
слов и небольшого текста.
1.3.3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные
-
стремление к самосовершенствованию и саморазвитию;
-
воспитание
внимательности,
аккуратности,
целеустремлённости,
самодисциплины, воли, терпения, ответственности;
-
формирование установки на здоровый образ жизни, мотивации к
творческому труду, работы на результат, бережного отношения к материальным
и духовным ценностям;
-
развитие психофизиологических качеств обучающихся:
память,
внимание, способность логически мыслить, анализировать.
Метапредметные
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
Предметные
учащийся правильно держит пишущие инструменты и следит за своей
-
посадкой;
-
границы строк им не нарушаются;
-
буквы имеют одинаковую высоту, ширину и наклон;
-
изучены все буквы и вариации их соединений;
-
у учащегося достаточно развит самоконтроль для написания текстов
-
учащийся
начинает
овладевать
навыками
индивидуальной
коллективной деятельности, направленной на создание продукта.
РАЗДЕЛ №2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
Время и место проведения занятий — в соответствии с расписанием,
утвержденным приказом директора БМАОУ СОШ №45.
2.1.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Обеспечивается образовательной организацией:
Помещение для обучения:
№
Оборудование
1. Бумага А4
Количество /шт.
2 уп
2. Карандаш НВ
5
3. Перьевая ручка Berlingo ARROW
(Pelikan Twist, Lamy ABC). Толщина
пишущего узла - M или F (0,3, 0,5 мм)
5
и
4. Маркер черный остроконечный на
водной основе (1-3 мм)
5. Акварель медовая 6-8 цветов
2
6. Кисть белка круглая №2,5
1
7. Набор цветных карандашей
1
8. Доска магнитно-маркерная с
разлиновкой в узкую косую линейку
1
9. Принтер/сканер/копир
1
1
10.
Стол учебный
10
11.
Стул учебный
10
Обеспечивается родителями (расчет на одного ребенка):
№
Материалы (оборудование)
Количество /шт. (на
учащегося)
1. Набор графитных карандашей (НВ,
3В)
2. Тетрадка в узкую частую косую
линейку
1
3. Набор цветных карандашей 12 цветов
1
4. Перьевая ручка Berlingo ARROW
(Pelikan Twist, Lamy ABC). Толщина
пишущего узла - M или F (0,3, 0,5 мм)
1
5. Маркер черный остроконечный на
водной основе (1-3 мм)
6. Акварель медовая 6-8 цветов
2
7. Кисть белка круглая №2,5
1
8. Скоросшиватель с файлами для
портфолио учашегося
8. Мячик Су-Джок (для разминки)
1
9. Влажные салфетки
1
1
1
1
2.2. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Количество педагогов, ведущих занятие: 1.
Требования к компетенции педагога:
• педагогическое образование (курсовая переподготовка);
• владение знаниями по основам психологии детей и подростков;
• владение знаниями по ТБ и ПБ.
2.3.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Общая характеристика педагогического процесса
№ Название раздела,
п/п
темы
МатериальноФормы, методы,
Формы
техническое
приемы обучения.
учебного
оснащение,
Педагогические
занятия
дидактикотехнологии
методический
материал
1. Элементы
Мячики
су-джок, Методами обучения Практические
«наклонная»,
дидактические
по данной программе занятия в
«двойная
материалы для
являются:
группах
наклонная»,
разминки (листы по
источнику
«крючок»,
для рисования
изложения учебного
«двойной крючок», двумя руками,
материала (словесные,
«диагональная
головоломки и
наглядные,
наклонная».
пр.), листыпрактические).
Написание
прописи поурочно, по характеру
прописных букв (и, карандаши НВ и учебнош, н, г, п, р, т, л, 3В,
2 маркера,
2. й,
Элементы
Мячики
су-джок, познавательной
м)
и
магнитнодеятельности:
«большая
петля», доска
дидактические
буквосочетаний
маркер. объяснительно
«малая петля», на маркерная,
материалы для
основе
этих
«мостик».
разминки (листы иллюстративные.
элементов.
Фронтальное
Написание
для рисования
объяснение
темы
прописных букв (у, двумя руками,
занятия педагогом;
ц, щ, ч, ъ, ь, ы) и головоломки и
показ
буквосочетаний на пр.), листыоснове этих
прописи поурочно, последовательности
элементов.
карандаши НВ и выполнения работы.
На занятиях
Закрепление
3В, перьевые
написания букв
ручки, 2 маркера, используются
следующие
освоенных в
доска магнитнопредыдущем
маркерная, маркер. технологии: здоровьесберегающие;
блоке.
- развития
критического
мышления;
- педагогика
сотрудничества
-технология
модульного и блочномодульного обучения.
3 Освоение
.
элементов «овал»,
«правый
полуовал»,
«полукруг»,
написание
прописных букв
(о, ю, б, а, д, э, ф,
с, х, ж, я, к) и
буквосочетаний на
основе этих
элементов.
Закрепление
4
Освоение
написания букв
.
элементов
освоенных в
«двойной
предыдущих
крючок»,
блоках.
«горизонтальный
крючок», «правый
полукруг», «левый
полукруг»,
а
также написание
всех
заглавных
букв
и
буквосочетаний на
основе
этих
элементов
и
элементов
5 Проведение
освоенных ранее.
.
буквенных
Закрепление
диктантов
написания
букв
освоенных
в
предыдущих
блоках.
Мячики су-джок,
дидактические
материалы для
разминки (листы для
рисования двумя
руками,
головоломки и пр.),
листы-прописи
поурочно, перьевые
ручки, 2 маркера,
доска магнитномаркерная, маркер
Мячики су-джок,
дидактические
материалы для
разминки (листы для
рисования двумя
руками,
головоломки и пр.),
листы-прописи
поурочно, перьевые
ручки, 2 маркера,
доска магнитномаркерная, маркер
Мячики су-джок,
дидактические
материалы для
разминки (листы для
рисования двумя
руками,
головоломки и пр.),
листы для
проведения
проверочных работ,
тетрадь в узкую
частую косую
линейку, перьевые
ручки, 2 маркера,
доска магнитномаркерная, маркер
Практические
занятия в
группах
Обеспечение методическими видами продукции
Учебные пособия
1. Методические материалы от разработчиков программы
Методические материалы
2.
Учебно-методические пособия для учителя от разработчиков программы
(поурочное планирование, словесные формулы, диагностические листы и
пр.)
Перечень заданий для индивидуального выполнения
5.
Глоссарий понятий
1.
Дидактические материалы
1.
Листы-прописи по количеству учащихся (поурочно)
2.
Ламинированные листы для «рисования двумя руками»
Ламинированные листы с заданиями на внимание, для развития чувства
ритма и пр.
2.4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
нормативные документы
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об
3.
образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998
№ 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. №
организациями,
816 «Об утверждении Порядка применения
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №
629
"Об
утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»
10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)»;
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении
методических
рекомендациями
по
рекомендаций»
реализации
(вместе
адаптированных
с
«Методическими
дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
12. Приказ от 26.06.2019 № 70-Д "Об утверждении методических рекомендаций
"Правила
персонифицированного
финансирования
образования детей в Свердловской области";
дополнительного
Литература
13. Агаркова, Н.Г. Основы формирования графического навыка у младших
школьников / Н.Г. Агаркова. – М.: Начальная школа, 2013. – 195 с.
14. Бачище С. А. Каллиграфия как средство развития когнитивных и
психологических процессов головного мозга
вдохновитель:
сборник
межрегиональной
методических
научно-практической
//Педагог, наставник,
материалов
конференции
по
итогам
(часть
II),
II
г.
Оренбург, 28 октября 2024 года / авт.- сост.: Е.А. Лупандина. – Оренбург:
ООДТДМ им. В.П. Поляничко, 2024. – 86 с.
15. Боголюбов Н. Н., Методика чистописания : Учеб. пособие для пед. училищ.
- 2-е изд., испр. и доп. - Ленинград : Учпедгиз, 1955
16. Желтовская, Л.Я. Формирование каллиграфических навыков у младших
школьников /Л.Я. Желтовская, Е.Н. Соколова. – М.: Просвещение, 2010. –
С.20-23.
17. Кирилина Р. Красивый почерк от А до Я. Обучение с удовольствием /
18. Р. Кирилина — М.: «Издательские решения», 2022.
19. Лупандина, Е.А. Формирование графических навыков у детей дошкольного
возраста
средствами
мезенской
росписи:
опыт
педагогической
деятельности / Е. А. Лупандина // Научно-методический электронный
журнал "Концепт". – 2017. – № Т13. – С. 150–154.
20. Писаревский Д. Методика обучения письму в начальных классах. Книга
для учителей каллиграфии. Серия: Репринтные прописи — Спб.: Грамотей,
2021
21. Писаревский Д. Почерк. Каллиграфия. 113 практических упражнений. 1926
.Серия: Репринтные прописи - Спб: Грамотей, 2019.
22. Потапова, Е.Н. Обучение письму младших школьников / Е.Н. Потапова. –
М.: Просвещение, 2012. – 175 с.
23. Праведникова И. И. Сказочная каллиграфия. Увлекательное чистописание.
Серия: Школа развития. - М.: Феникс, 2023.
24. Руссков С. П. Каллиграфия для учителей : Метод. пособие для учителей
нач. классов и филологов, учащихся педучилищ и студентов вузов по спец.
"Педагогика и методика нач. обучения" / С. П. Руссков. - Чебоксары :
Чуваш. кн. изд-во, 1994. - 102,[2] с.
интернет-источники
25. Саблева А. С., Крылова Д. Н. Анализ трудностей формирования
каллиграфического навыка у обучающихся начальных классов //
Специальное образование. 2019. №4 (56). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-trudnostey-formirovaniyakalligraficheskogo-navyka-u-obuchayuschihsya-nachalnyh-klassov (дата
обращения: 25.08.2025).
26. Савкина Н.Г., Квашнина И.С. Каллиграфия и ее роль в обучении младших
школьников// «Наука и образование: новое время» № 6, 2019 //https://alleyscience.ru/domains_data/files/4January2020/KALLIGRAFIYa%20I%20EE%20
ROL%20V%20OBUChENII%20MLADShIH%20ShKOLNIKOV.pdf