Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №45»
РАССМОТРЕНА
Педагогический Совет
БМАОУ СОШ №45
Протокол № _____
от «___» _________ 2025г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор
БМАОУ СОШ №45
Нохрина Л.В._____
Приказ № ______
от «___» ___ 2025г.
Создай свою историю
дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
технической направленности
для детей 8-10 лет,
срок реализации - 1 год
2025 г.
Оглавление
Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы ............................... 3
1.1. Пояснительная записка ................................................................................ 3
1.2. Цель и задачи программы ........................................................................... 8
1.3. Содержание общеразвивающей программы ............................................. 9
1.3.1. Учебный план ......................................................................................... 9
1.3.2. Содержание учебного плана ............................................................... 10
1.3.3. Планируемые результаты .................................................................... 11
Раздел №2. Комплекс организационно-педагогических условий ...................... 13
2.1. Материально-техническое обеспечение .................................................. 13
2.2. Кадровое обеспечение ............................................................................... 14
2.3. Методические материалы .......................................................................... 14
2
РАЗДЕЛ № 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Создай свою историю» (далее ДОП «Создай свою историю») технической
направленности разработана в соответствии с основополагающими документами:
1.
Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
4.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
6.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»
7.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №
629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
9.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
3
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»
10.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)»;
11.
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. №
направлении
методических
рекомендациями
по
рекомендаций»
реализации
(вместе
ВК-641/09 «О
с
адаптированных
«Методическими
дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
12.
Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
13.
Приказ от 26.06.2019 № 70-Д "Об утверждении методических рекомендаций
"Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования
детей в Свердловской области";
14.
Устав БМАОУ СОШ №45;
15.
Положение об организации и осуществлении образовательной деятельности
по дополнительным общеразвивающим программам БМАОУ СОШ №45;
16.
Положение о порядке обработки персональных данных обучающихся
БМАОУ СОШ №45
17.
Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля по
дополнительным общеразвивающим программам БМАОУ СОШ №45
18.
Порядок
применения
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ БМАОУ
СОШ №45
4
19.
Положение об организации и осуществлении образовательной деятельности
по сетевой форме реализации образовательных программ БМАОУ СОШ №45
20.
Календарный учебный график дополнительного образования БМАОУ СОШ
№45
21.
Рабочая программа воспитания БМАОУ СОШ №45
Актуальность программы
Программа по курсу «Создай свою историю» на уровне начального общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования ФГОС НОО, а также
ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития,
воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной
рабочей программе воспитания.
Основной
целью
программы
является
успешная
социализация
обучающихся, формирование у них функциональной грамотности на базе
освоения культурологических и конструкторско-технологических знаний (о
рукотворном мире и общих правилах его создания в рамках исторически
меняющихся технологий) и соответствующих им практических умений,
необходимых для разумной организации собственной жизни, воспитание
ориентации на будущую трудовую деятельность, выбор профессии в процессе
практического знакомства с инженерными технологиями.
Требования общества к уровню подготовки выпускников образовательных
учреждений
предполагает
познавательной
высокий
деятельности,
уровень
умения
активно
развития
самостоятельной
действовать
и
находить
правильные решения в нестандартных ситуациях, использовать статистические,
измерительные навыки познания.
IT-творчество является перспективным и актуальным предметом, так как
роботы сегодня входят в нашу жизнь в различных областях. IT-творчество
позволяет вовлечь обучающихся в процесс инженерного творчества, использовать
групповые методы обучения, разнообразить учебную деятельность.
Таким
образом,
программа соответствует
5
социально-экономическим
потребностям нашего региона и города, социальному заказу на образовательные
услуги, поскольку отражает потребности и индивидуальные особенности
потенциальных обучающихся, ожидания родителей, требования и ожидания
образовательных учреждений профессионального образования, требования
социума, общественности, государства.
Программа рассчитана на детей 8 - 10 лет (2 класс).
Срок ее реализации - 1 год.
Уровень освоения программы - базовый.
Наполняемость группы - от 10 до 15 человек.
Группы комплектуются по возрастному признаку без предварительного
тестирования и какого-либо отбора, с учетом возрастных, индивидуальнопсихологических и физиологических особенностей обучающихся.
Группа комплектуются из детей, проявляющих заинтересованность в
занятиях предметом. Педагог учитывает особенности каждого обучающегося и
обеспечивает индивидуальный подход к нему. При наличии в группе ребенка
особых категорий (дети с ограниченными возможностями здоровья, одаренные
дети), основная программа адаптируется под возможности этого ребенка.
Программа составлена с учетом технологических знаний, опыта трудовой и
проектной деятельности, полученных учащимися при обучении в дошкольном
образовательном учреждении и начальной школе.
Программа формирует пространство, на котором происходит сопоставление
обучающимся
собственных
стремлений,
полученного
опыта
проектной
деятельности и информации, в первую очередь в отношении профессиональной
ориентации.
Польза курса для детей. Курс развивает ключевые компетенции через
творчество:
·
Креативное мышление: Дети учатся генерировать идеи, создавать
персонажей и сюжеты.
·
Цифровая грамотность: Освоение редакторов для визуализации
историй (аватары, комиксы, игры).
6
·
Коммуникативные навыки: Презентация проектов, обсуждение идей,
работа в парах/группах.
·
Литературная основа: Понимание структуры текста, анализ сказок,
обогащение речи.
·
Эмоциональный
интеллект:
Проживание
конфликтов
героев,
рефлексия через творчество.
Итог: Курс формирует уверенность в самовыражении, готовит к написанию
школьных сочинений и развивает гибкие навыки (soft skills) через игровые и
цифровые форматы.
Режим работы, следующий:
-
количество занятий в неделю: 2
-
продолжительность каждого занятия: 1 академических часа;
-
продолжительность одного академического часа: 40 минут;
Общий объем часов по программе: 68
Формы обучения: очная. Основными формами организации процесса
обучения являются индивидуальные и групповые занятия.
Виды занятий: теоретические, практические и консультационные занятия,
лабораторные работы.
Формы подведения итогов: участие в конкурсах, соревнованиях, сетевых
проектах; выставки технического творчества. Результаты работ обучающихся
фиксируются на фото и видео в момент демонстрации созданных ими роботов из
имеющихся в наличии учебных конструкторов по робототехнике. Фото и видео
материалы по результатам работ размещаются на сайте учреждения, предлагаются
для участия на фестивалях и олимпиадах различных уровней.
1.2.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Целью данного курса будет формирование уверенности в самовыражении,
подготовка к написанию школьных сочинений и развитие гибких навыков (soft
skills) через игровые и цифровые форматы.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
7
1.3.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Модуль
Темы
Часы
Содержание
М1: Из чего
состоят истории
Основные элементы
(герой, противник,
конфликт,
окружение)
12
Анализ сказок,
планирование историй,
работа в Storybird.
М2: Как создать
героя
Характеристики
персонажей,
конфликты, создание
аватаров
12
Инструменты:
Faceyourmanga, Witty
Comics; интервью для
героя.
М3: Выстраиваем
сюжет
Элементы сюжета
(экспозиция, завязка,
кульминация)
12
Раскадровки в Storyboard
That, создание анимации.
М4: Создаем
диалоги
Роль диалогов в
развитии сюжета
12
Разработка квест-игр в
Bitsy, анализ речевых
характеристик.
16
Защита проектов в
выбранной среде (книга,
комикс, игра, театральная
постановка).
М5: Пишем свою
историю
Итоговый проект
1.3.2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Модуль 1: Из чего состоят истории.
Основные элементы (герой, противник, конфликт, окружение).
Анализ сказок, планирование историй, работа в Storybird.
Модуль 2: Как создать героя.
Характеристики персонажей, конфликты, создание аватаров.
Инструменты: Faceyourmanga, Witty Comics; интервью для героя.
Модуль 3: Выстраиваем сюжет.
Элементы сюжета (экспозиция, завязка, кульминация).
Раскадровки в Storyboard That, создание анимации.
Модуль 4: Создаем диалоги.
8
Роль диалогов в развитии сюжета.
Разработка квест-игр в Bitsy, анализ речевых характеристик.
Модуль 5: Пишем свою историю.
Итоговый проект.
Защита проектов в выбранной среде (книга, комикс, игра, театральная
постановка).
1.3.3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
• Формирование мотивации к творчеству и самореализации.
• Развитие креативности, воображения и эмоционального интеллекта.
• Воспитание уверенности при публичных выступлениях (презентации
проектов).
Метапредметные результаты:
• Регулятивные УУД: Планирование этапов создания истории, самоконтроль
при работе с IT-инструментами.
• Познавательные УУД: Анализ литературных произведений, выделение
элементов сюжета, использование цифровых ресурсов для визуализации
идей.
• Коммуникативные УУД: Коллаборация в группах, конструктивная
обратная связь, навыки ведения диалога.
Предметные результаты:
Базовый уровень:
• Понимание структуры истории (герой, конфликт, сюжет, диалог).
• Создание персонажей с использованием редакторов аватаров (Doppelme,
Marvel).
• Повышенный уровень:
• Разработка многоплановых сюжетов с экспозицией, кульминацией,
развязкой.
• Создание цифровых продуктов (книги в Storybird, комиксы в Witty Comics,
игры в Bitsy).
РАЗДЕЛ №2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
Время и место проведения занятий - в соответствии с расписанием,
утвержденным приказом директора БМАОУ СОШ №45.
2.1.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
9
Категория
Ресурсы
Основная литература
Русские народные сказки ("Репка", "Курочка
Ряба"), сказки Ш. Перро.
Материальнотехническое
обеспечение
Компьютеры, проектор, Google-аккаунты для
доступа к платформам.
Цифровые ресурсы
(ЦОР)
Онлайн-конструкторы аватаров, редактор
комиксов.
2.2. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Количество педагогов, ведущих занятие: 1.
Требования к компетенции педагога:
• педагогическое образование (курсовая переподготовка);
• владение знаниями по основам психологии детей и подростков;
• владение основами знаний по работе с детьми особых категорий (одаренные
и мотивированные дети, дети с ОВЗ);
• владение знаниями по ТБ и ПБ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
нормативные документы
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об
2.3.
образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998
№ 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
10
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. №
организациями,
816 «Об утверждении Порядка применения
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
№ 629 "Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам»;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей»
10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. №
09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. №
ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
общеобразовательных
реализации
программ,
адаптированных
дополнительных
способствующих
социально-
психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей- инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
12. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими
образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
11
технологий при реализации образовательных программ»;
13. Приказ от 26.06.2019
рекомендаций
№
70-Д "Об утверждении методических
"Правила
персонифицированного
финансирования
дополнительного образования детей в Свердловской области";
Литература
14. Косаченко С.В. Программирование учебного робота mBot. - Томск, 2019. - 90
с.
15. Филиппов С.А. Уроки робототехники: Конструкция. Движение. Управление /
С.А. Филиппов; сост. А.Я. Щелкунова. - М. : Лаборатория знаний, 2022.
16. Бельков Д.М. Задания турнира по робототехнике "Автошкола" / Д.М. Бельков,
М.Е. Козловских, И.Н. Слинкина // Информатика в школе. - 2019. - № 8. - С.
25-35.
17. Бешенков
С.А.
обучающихся
Методика
V-IX
классов
организации
с
внеурочной
использованием
деятельности
робототехнического
оборудования и сред программирования / С.А. Бешенков, М.И. Шутикова,
В.И. Филиппов // Информатика в школе. - 2019. - № 7. - С. 17-22.
18. Бешенков С.А. На пути к конвергенции общеобразовательных курсов
информатики и технологии / С.А. Бешенков [и др.] // Информатика и
образование. ИНФО. - 2016. - № 6. - С. 32-35.
19. Бешенков С.А. Использование визуального программирования и виртуальной
среды при изучении элементов робототехники на уроках технологии и
информатики / С.А. Бешенков, М.И. Шутикова, В.Б. Лабутин // Информатика
и образование. ИНФО. - 2018. - № 5. - С. 20-22.
20. Юрьевич Е.И. Основы робототехники. - BHV, 2020 г. - 302с.
21. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. - СПб. : Наука, 2013. 319 с.
Для обучающихся
22. Винницкий, Ю. А. Scratch и Arduino для юных программистов и
конструкторов/ Ю. А. Винницкий, А. Т. Григорьев. — СПб. : БХВ- Петербург,
2018. — 176 с.
12
23. Григорьев, А. Т. Игровая робототехника для юных программистов и
конструкторов: mBot и mBlock/А. Т. Григорьев, Ю. А. Винницкий. — СПб. :
БХВ-Петербург, 2019. — 240 с.
24. Филиппов С.А. Уроки робототехники: Конструкция. Движение. Управление /
С.А. Филиппов; сост. А.Я. Щелкунова. - М.: Лаборатория знаний, 2022.
25. Григорьев А.Т. Робототехника в школе и дома. Книга проектов / А. Т.
Григорьев, Ю.А. Винницкий. - СПб. : БХВ-Петербург, 2022.
26. Галатонова Т. Стань инженером. - КТК Галактика, 2019 г.
27. Ревич. Ю. Электроника шаг за шагом. Практикум. - ДМК-пресс, 2021 г.
интернет-источники
28. Робот Makeblock mBot / [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://makeblock.ru/mbot.html
29. Справочный центр Makeblock / [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://support.makeblock.com/hc/en-us/sections/360001828973-mBot
30. mBot в mBlock - подключение и загрузка / [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://yandex.ru/video/preview/3667330809962499851
13