Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №45»
РАССМОТРЕНА
Педагогический Совет
БМАОУ СОШ №45
Протокол № _____
от «___» _________ 2025г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор
БМАОУ СОШ №45
Нохрина Л.В._____
Приказ № ______
от «___» ___ 2025г.
Мнемотехника
дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
для детей 7-11 лет,
срок реализации - 1 год
2025 г.
Оглавление
Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы ............................... 3
1.1. Пояснительная записка ................................................................................ 3
1.2. Цель и задачи программы ........................................................................... 8
1.3. Содержание общеразвивающей программы ............................................. 9
1.3.1. Учебный план ......................................................................................... 9
1.3.2. Содержание учебного плана ............................................................... 10
1.3.3. Планируемые результаты .................................................................... 11
Раздел №2. Комплекс организационно-педагогических условий ...................... 13
2.1. Материально-техническое обеспечение .................................................. 13
2.2. Кадровое обеспечение ............................................................................... 14
2.3. Методические материалы .......................................................................... 14
2
РАЗДЕЛ № 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Мнемотехника» (далее ДОП «Мнемотехника») социально-гуманитарной
направленности разработана в соответствии с основополагающими документами:
1.
Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
4.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
6.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»
7.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №
629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
9.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
3
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»
10.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)»;
11.
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. №
направлении
методических
рекомендациями
по
рекомендаций»
реализации
(вместе
ВК-641/09 «О
с
адаптированных
«Методическими
дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
12.
Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
13.
Приказ от 26.06.2019 № 70-Д "Об утверждении методических рекомендаций
"Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования
детей в Свердловской области";
14.
Устав БМАОУ СОШ №45;
15.
Положение об организации и осуществлении образовательной деятельности
по дополнительным общеразвивающим программам БМАОУ СОШ №45;
16.
Положение о порядке обработки персональных данных обучающихся
БМАОУ СОШ №45
17.
Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля по
дополнительным общеразвивающим программам БМАОУ СОШ №45
18.
Порядок
применения
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ БМАОУ
СОШ №45
4
19.
Положение об организации и осуществлении образовательной деятельности
по сетевой форме реализации образовательных программ БМАОУ СОШ №45
20.
Календарный учебный график дополнительного образования БМАОУ СОШ
№45
21.
Рабочая программа воспитания БМАОУ СОШ №45
Актуальность программы
Программа по курсу «Мнемотехника» на уровне начального общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования ФГОС НОО, а также
ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития,
воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной
рабочей программе воспитания.
Основной
целью
программы
является
успешная
социализация
обучающихся, формирование у них функциональной грамотности на базе
освоения культурологических и конструкторско-технологических знаний (о
рукотворном мире и общих правилах его создания в рамках исторически
меняющихся технологий) и соответствующих им практических умений,
необходимых для разумной организации собственной жизни, воспитание
ориентации на будущую трудовую деятельность, выбор профессии в процессе
практического знакомства с инженерными технологиями.
Требования общества к уровню подготовки выпускников образовательных
учреждений
предполагает
познавательной
высокий
деятельности,
уровень
умения
активно
развития
самостоятельной
действовать
и
находить
правильные решения в нестандартных ситуациях, использовать статистические,
измерительные навыки познания.
Польза курса для детей. Курс развивает не только память, но и ключевые
навыки для успешного обучения:
1.
Повышает концентрацию через регулярные практики.
2.
Упрощает запоминание учебного материала (стихи, тексты, термины)
на 50–70%.
5
3.
Развивает креативность через создание ассоциаций и историй.
4.
Формирует привычку к систематическим занятиям (ежедневные
упражнения 10–15 мин).
5.
Снижает стресс от объёмных заданий (напр., заучивания стихов) через
игровые методы.
Таким
образом,
программа соответствует
социально-экономическим
потребностям нашего региона и города, социальному заказу на образовательные
услуги, поскольку отражает потребности и индивидуальные особенности
потенциальных обучающихся, ожидания родителей, требования и ожидания
образовательных учреждений профессионального образования, требования
социума, общественности, государства.
Программа рассчитана на детей 7 - 11 лет.
Срок ее реализации - 1 год.
Уровень освоения программы - базовый.
Наполняемость группы - от 10 до 15 человек.
Группы комплектуются по возрастному признаку без предварительного
тестирования и какого-либо отбора, с учетом возрастных, индивидуальнопсихологических и физиологических особенностей обучающихся.
Группа комплектуются из детей, проявляющих заинтересованность в
занятиях предметом. Педагог учитывает особенности каждого обучающегося и
обеспечивает индивидуальный подход к нему. При наличии в группе ребенка
особых категорий (дети с ограниченными возможностями здоровья, одаренные
дети), основная программа адаптируется под возможности этого ребенка.
Программа составлена с учетом технологических знаний, опыта трудовой и
проектной деятельности, полученных учащимися при обучении в дошкольном
образовательном учреждении и начальной школе.
Программа формирует пространство, на котором происходит сопоставление
обучающимся
собственных
стремлений,
полученного
опыта
проектной
деятельности и информации, в первую очередь в отношении профессиональной
ориентации.
6
Режим работы следующий:
-
количество занятий в неделю: 1
-
продолжительность каждого занятия: 1 академических часа;
-
продолжительность одного академического часа: 40 минут;
Общий объем часов по программе: 34 часа
Формы обучения: очная. Основными формами организации процесса
обучения являются индивидуальные и групповые занятия.
Виды занятий: теоретические, практические и консультационные занятия,
лабораторные работы.
Формы подведения итогов: участие в конкурсах, соревнованиях, сетевых
проектах; выставки технического творчества. Результаты работ обучающихся
фиксируются на фото и видео в момент демонстрации созданных ими роботов из
имеющихся в наличии учебных конструкторов по робототехнике. Фото и видео
материалы по результатам работ размещаются на сайте учреждения, предлагаются
для участия на фестивалях и олимпиадах различных уровней.
1.2.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Целью данной программы является развитие не только памяти, но и ключевые
навыков для успешного обучения:
Задачи:
Воспитательные:
- формировать у обучающихся стремления к получению качественного
законченного результата;
-
формировать творческое отношение по выполняемой работе;
-
воспитывать умение работать в коллективе;
-
формировать навыки проектного мышления.
Развивающие:
-
развивать творческую инициативу и самостоятельность;
-
развивать психофизиологические качества обучающихся:
7
память,
внимание,
способность
логически
мыслить,
анализировать,
концентрировать внимание на главном.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1.3.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Тема
Часы
Содержание
1. Основы
мнемотехники
4
Знакомство с крокированием (символизация
текста), работа со стихами.
2. Зрительные
ассоциации
6
Запоминание словарных слов через образы
(напр., «колесо» → буква «О»).
3. Работа с
текстами
6
Пересказ с помощью мнемотаблиц; выделение
ключевых частей.
4. Запоминание
списков
8
Техники: «Придумай историю», акронимы,
метод Цицерона.
5.
Специальные
методы
5
Кодирование цифр; созвучие для иностранных
слов; метод Айвазовского.
6. Итоговое
закрепление
5
Комплексные задания; проверочные тесты.
1.3.2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
1. Основы мнемотехники.
Знакомство с крокированием (символизация текста), работа со стихами.
2. Зрительные ассоциации.
Запоминание словарных слов через образы (напр., «колесо» → буква «О»).
3. Работа с текстами.
Пересказ с помощью мнемотаблиц; выделение ключевых частей.
4. Запоминание списков.
Техники: «Придумай историю», акронимы, метод Цицерона.
5. Специальные методы.
Кодирование цифр; созвучие для иностранных слов; метод Айвазовского.
8
6. Итоговое закрепление.
Комплексные задания; проверочные тесты..
1.3.3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
·
Формирование мотивации к самообучению и познанию.
·
Развитие уверенности в своих силах через систему достижений («Новичок»
→ «Эксперт»).
·
Воспитание ответственности за результат (ежедневные занятия).
Метапредметные результаты:
Регулятивные
Планирование ежедневных занятий; самоконтроль через «Дневник достижений».
Познавательные
Развитие ассоциативного мышления, воображения; создание мнемосхем,
кодирование информации.
Коммуникативные
Обсуждение техник в группах; совместное выполнение заданий (напр.,
придумывание историй).
Предметные результаты:
·
Минимальный:
Умение применять 2–3 мнемотехники (крокирование, зрительные ассоциации)
для запоминания стихов.
·
Базовый:
Самостоятельное использование 5+ техник (акронимы, метод Цицерона) для
учебных текстов и списков.
·
Повышенный:
Творческое комбинирование методов; запоминание сложных данных (даты,
термины, иностранные слова).
РАЗДЕЛ №2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
Время и место проведения занятий - в соответствии с расписанием,
утвержденным приказом директора БМАОУ СОШ №45.
2.1.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Обеспечивается образовательной организацией:
Категория
Ресурсы
9
Основная литература
Рабочая тетрадь «СуперПамять.
Мнемотехника».
Дополнительная
литература
«Память не изменяет» А. Наварро; «Эйдетика»
И. Матюгин.
Интернет-ресурсы
Платформа с интерактивными упражнениями по
курсу.
Материальнотехническое
обеспечение
Цветные карандаши, блокноты, распечатки
заданий.
2.2. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Количество педагогов, ведущих занятие: 1.
Требования к компетенции педагога:
• педагогическое образование (курсовая переподготовка);
• владение знаниями по основам психологии детей и подростков;
• владение основами знаний по работе с детьми особых категорий (одаренные
и мотивированные дети, дети с ОВЗ);
• владение знаниями по ТБ и ПБ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
нормативные документы
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об
2.3.
образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998
№ 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
10
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. №
организациями,
816 «Об утверждении Порядка применения
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
№ 629 "Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам»;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей»
10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. №
09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. №
ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
общеобразовательных
реализации
программ,
адаптированных
дополнительных
способствующих
социально-
психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей- инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
12. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими
11
образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
13. Приказ от 26.06.2019
рекомендаций
№
70-Д "Об утверждении методических
"Правила
персонифицированного
финансирования
дополнительного образования детей в Свердловской области";
Литература
14. Косаченко С.В. Программирование учебного робота mBot. - Томск, 2019. - 90
с.
15. Филиппов С.А. Уроки робототехники: Конструкция. Движение. Управление /
С.А. Филиппов; сост. А.Я. Щелкунова. - М. : Лаборатория знаний, 2022.
16. Бельков Д.М. Задания турнира по робототехнике "Автошкола" / Д.М. Бельков,
М.Е. Козловских, И.Н. Слинкина // Информатика в школе. - 2019. - № 8. - С.
25-35.
17. Бешенков
С.А.
обучающихся
Методика
V-IX
классов
организации
с
внеурочной
использованием
деятельности
робототехнического
оборудования и сред программирования / С.А. Бешенков, М.И. Шутикова,
В.И. Филиппов // Информатика в школе. - 2019. - № 7. - С. 17-22.
18. Бешенков С.А. На пути к конвергенции общеобразовательных курсов
информатики и технологии / С.А. Бешенков [и др.] // Информатика и
образование. ИНФО. - 2016. - № 6. - С. 32-35.
19. Бешенков С.А. Использование визуального программирования и виртуальной
среды при изучении элементов робототехники на уроках технологии и
информатики / С.А. Бешенков, М.И. Шутикова, В.Б. Лабутин // Информатика
и образование. ИНФО. - 2018. - № 5. - С. 20-22.
20. Юрьевич Е.И. Основы робототехники. - BHV, 2020 г. - 302с.
21. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. - СПб. : Наука, 2013. 319 с.
Для обучающихся
22. Винницкий, Ю. А. Scratch и Arduino для юных программистов и
конструкторов/ Ю. А. Винницкий, А. Т. Григорьев. — СПб. : БХВ- Петербург,
12
2018. — 176 с.
23. Григорьев, А. Т. Игровая робототехника для юных программистов и
конструкторов: mBot и mBlock/А. Т. Григорьев, Ю. А. Винницкий. — СПб. :
БХВ-Петербург, 2019. — 240 с.
24. Филиппов С.А. Уроки робототехники: Конструкция. Движение. Управление /
С.А. Филиппов; сост. А.Я. Щелкунова. - М.: Лаборатория знаний, 2022.
25. Григорьев А.Т. Робототехника в школе и дома. Книга проектов / А. Т.
Григорьев, Ю.А. Винницкий. - СПб. : БХВ-Петербург, 2022.
26. Галатонова Т. Стань инженером. - КТК Галактика, 2019 г.
27. Ревич. Ю. Электроника шаг за шагом. Практикум. - ДМК-пресс, 2021 г.
интернет-источники
28. Робот Makeblock mBot / [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://makeblock.ru/mbot.html
29. Справочный центр Makeblock / [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://support.makeblock.com/hc/en-us/sections/360001828973-mBot
30. mBot в mBlock - подключение и загрузка / [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://yandex.ru/video/preview/3667330809962499851
13