Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №45»
РАССМОТРЕНА
Педагогический Совет
БМАОУ СОШ №45
Протокол № _____
от «___» _________ 2025г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор
БМАОУ СОШ №45
Нохрина Л.В._____
Приказ № ______
от «___» ___ 2025г.
Эстрадный вокал
дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
для детей 7-12 лет,
срок реализации - 1 год
2025 г.
Оглавление
РАЗДЕЛ № 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ ........ 3
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ......................................................................................... 3
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ ............................................................................... 6
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА ..................................................................... 7
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ............................................................................. 9
РАЗДЕЛ №2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ........................................................................................................................................ 11
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ .....................................11
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ..................................................................................12
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ..........................................................................12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ........................................................................................................... 16
2
РАЗДЕЛ № 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Эстрадный вокал» (далее ДОП «Эстрадный вокал») художественной
направленности разработана в соответствии с основополагающими документами:
1.
Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273
«Об образовании в Российской Федерации»;
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
4.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
6.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»
7.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
9.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»
10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
11.
Письмо
Минобрнауки России от 29.03.2016 г. №
ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
3
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
12. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
13.
Приказ от 26.06.2019 № 70-Д "Об утверждении методических
рекомендаций
"Правила
персонифицированного
финансирования
дополнительного образования детей в Свердловской области";
14.
Устав БМАОУ СОШ №45;
15. Положение об организации и осуществлении образовательной
деятельности по дополнительным общеразвивающим программам БМАОУ СОШ
№45;
16. Положение о порядке обработки персональных данных обучающихся
БМАОУ СОШ №45
17. Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля по
дополнительным общеразвивающим программам БМАОУ СОШ №45
18. Порядок применения электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ БМАОУ
СОШ №45
19. Положение об организации и осуществлении образовательной
деятельности по сетевой форме реализации образовательных программ БМАОУ
СОШ №45
20. Календарный учебный график дополнительного образования БМАОУ
СОШ №45
21. Рабочая программа воспитания БМАОУ СОШ №45
Актуальность программы
Восприятие искусства через пение – важный элемент эстетического
наслаждения. Отражая действительность и выполняя познавательную функцию,
текст песни и мелодия воздействуют на людей, воспитывают человека,
формируют его взгляды, чувства.
Таким образом, пение способствует формированию общей культуры
личности: развивает наблюдательные и познавательные способности,
эмоциональную отзывчивость на эстетические явления, фантазию, воображение,
проявляющиеся в конкретных формах творческой певческой деятельности; учит
анализировать музыкальные произведения; воспитывает чувство патриотизма,
сочувствия, отзывчивости, доброты. Всякая деятельность детей и подростков
осуществляется успешно тогда, когда они видят и общественную пользу, когда
происходит осознание своих возможностей.
Программа рассчитана на детей 9-12 лет (5-6 класс).
Срок ее реализации - 1 год.
4
Уровень освоения программы - базовый.
Наполняемость группы - от 5 до 15 человек.
Группы комплектуются по возрастному признаку, при наличии у них
достаточно выраженных голосовых данных, музыкального слуха, музыкальной
памяти, чувства ритма и желания заниматься сольным и вокальным пением. При
зачислении ребёнок исполняет песню, которую хорошо знает.
Группа комплектуются из детей, проявляющих заинтересованность в
занятиях предметом. Педагог учитывает особенности каждого обучающегося и
обеспечивает индивидуальный подход к нему. При наличии в группе ребенка
особых категорий (дети с ограниченными возможностями здоровья, одаренные
дети), основная программа адаптируется под возможности этого ребенка.
Особенности работы обусловлены, прежде всего, вокальными
возможностями учащихся в воспроизведении вокального материала. Знание этих
возможностей помогает педагогу выбрать посильный для освоения музыкальный
и песенный материал, вызвать и сохранить интерес и желание заниматься сольным
и ансамблевым пением.
Образовательные конструкторы позволяют школьникам в игровой форме
узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки.
Так же помогают в рамках изучения данной темы понять основы робототехники,
а также наглядно реализовать алгоритмы, рассмотреть вопросы, связанные с
автоматизацией производственных процессов и процессов управления. Робот
рассматривается в рамках концепции исполнителя, которая используется в курсе
информатики при изучении программирования.
Использование традиционных и современных приемов обучения позволяет
заложить основы для формирования основных компонентов учебной
деятельности: умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение
контролировать и оценивать свои действия.
В процессе обучения используются следующие диагностические методы:
творческие задания, наблюдение, тестирование, беседы, анкетирование,
мониторинг достижений.
Режим работы:
- количество занятий в неделю: 2
- продолжительность каждого занятия: 1 час;
Общий объем часов по программе: 68.
Формы обучения: очная. Основными формами организации процесса
обучения являются групповые занятия.
Виды занятий: Беседа, на которой излагаются теоретические сведения,
которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами,
наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.
Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту,
разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.
5
Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера,
развиваются актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт.
Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
Формы подведения итогов: участие в конкурсах. Результаты работ
обучающихся фиксируются на фото и видео в момент выступления. Фото и видео
материалы по результатам работ размещаются на сайте учреждения, предлагаются
для участия на фестивалях и конкурсах различных уровней.
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Целью данной программы является приобщение учащихся к вокальному
искусству, обучение пению и развитие их певческих способностей.
Программа призвана решать следующие задачи:
• Формирование устойчивого интереса к пению.
• Обучение выразительному пению.
• Обучение певческим навыкам.
• Развитие слуха и голоса детей.
• Формирование голосового аппарата.
• Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкальнослуховых представлений, чувства ритма.
• Сохранение и укрепление психического здоровья детей.
• Приобщение к концертной деятельности (участие в конкурсах и
фестивалях детского творчества).
СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1.3.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Название раздела\блока тем
Количество часов
Всего
1.3.
№
1. Пение, как вид музыкальной
деятельности
-понятие о сольном и ансамблевом
пении
-Диагностика. Прослушивание
детских голосов
-Строение голосового аппарата
-вокально-певческая
установка
2. Формирование
детского голоса
-упражнения на дыхание по
А.Н.Стрельниковой
3. Слушание музыкальных
произведений разучивание
6
Практика
4
Теория
12
16
4
16
20
7
9
16
4. Игровая деятельность,
театрализация
4
-
4
5. Расширение музыкального
кругозора и формирование
музыкальной культуры
6. Концертно исполнительская
деятельность
ИТОГО:
3
-
3
6
2
8
28
39
68
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Блок 1. Пение как вид музыкальной деятельности.
1.1. Понятие о сольном и ансамблевом пении. Пение как вид музыкальноисполнительской деятельности. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях
(дуэте, трио, квартете, квинтете, сикстете, октете), хоровом пении. Организация
занятий с певцами-солистами и вокальным ансамблем. Правила набора голосов в
партии ансамбля. Понятие об ансамблевом пении. Разновидности ансамбля как
музыкальной категории (общий, частный, динамический, тембровый,
дикционный). Ансамбль в одноголосном и многоголосном изложении.
1.2. Диагностика. Прослушивание детских голосов. Предварительное
ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников.. Объяснение
целей и задач вокальной студии. Строение голосового аппарата, техника
безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания
голосовых связок.
1.3. Строение голосового аппарата. Основные компоненты системы
голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки,
артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и
согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа
артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое
строение голоса.
1.4. Вокально-певческая установка. Понятие о певческой
установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении
«стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе
пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного
контроля за ней.
1.5. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. Тренировка
легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и
носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник»,
«Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».
Блок 2. Формирование детского голоса.
2.1. Звукообразование. Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая,
7
мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование
тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие
кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием.
2.2. Певческое дыхание. Основные типы дыхания: ключичный, брюшной,
грудной, смешанный (косто-абдоминальный). Координация дыхания и
звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания.
Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на
дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные
упражнения, формирующие певческое дыхание.
2.3. Дикция и артикуляция. Понятие о дикции и артикуляции. Положение
языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и
артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка
резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты.
Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование
гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии.
2.4. Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции
Карла Орфа). Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических
оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при исполнении
упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие
в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и
удовольствия.
2.5. Комплекс вокальных упражнений для развития певческого
голоса. Концентрический метод обучения пению. Его основные положения.
Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса;
выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для
избежания форсирования звука.
Фонетический метод обучения пению. Основные положения. Упражнения
на сочетание различных слогов-фонем. Усиление резонирования звука. Метод
аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу.
Унисонные упражнения. Пение упражнений с сопровождением и без
сопровождения музыкального инструмента.
формирование певческих навыков: мягкой атаки звука; звуковедение
1еgаtо при постепенном выравнивании гласных звуков; свободного движения
артикуляционного аппарата; естественного вдоха и постепенного удлинения
дыхания.
Блок 3. Слушание музыкальных произведений, разучивание и
исполнение песен.
3.1. Работа с народной песней. Освоение жанра народной песни, её
особенностей: слоговой распевности, своеобразия ладовой окрашенности, ритма
и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни. Освоение своеобразия
народного поэтического языка. Освоение средств исполнительской
8
выразительности в соответствии с жанрами изучаемых песен. Пение
оригинальных народных песен без сопровождения. Пение обработок народных
песен с сопровождением музыкального инструмента. Исполнение народной
песни сольно и вокальным ансамблем.
3.2. Работа с произведениями русских композиторов-классиков. Освоение
классического вокального репертуара для детей. Освоение средств
исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных
типов звуковедения и т.д.
3.3. Работа с произведениями современных отечественных
композиторов. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в
произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над
выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение
произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании
с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение
элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных
композиторов.
3.4. Работа с солистами. Устранение неравномерности развития голосового
аппарата и голосовой функции, развитие интонационного эмоционального и
звуковысотного слуха, способности эмоционального и звуковысотного
интонирования, освоение элементов музыки.
Блок 4. Игровая деятельность, театрализация песни.
Разучивание движений, создание игровых и театрализованных моментов
для создания образа песни
Блок 5. Расширение музыкального кругозора и формирование
музыкальной культуры.
5.1. Прослушивание аудио- и видеозаписей. индивидуальное собственное
исполнение). Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания
аудио- и видеозаписей. Формирование вокального слуха учащихся, их
способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса; анализировать
качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей группы.
Блок 6. Концертная деятельность. Выступление солистов и группы
(дуэт).
Организация и постановка отчетного концерта 2 раза в год.
В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а
также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание
тематического планирования может видоизменяться.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные
9
•
формирование и развитие художественного вкуса, интереса к
музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
•
формирование основ российской гражданской идентичности,
чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю,
осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе
разучивания хоровых произведений (народных и композиторских);
•
становление гуманистических и демократических ценностных
ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и
культуре разных народов на основе знакомства с музыкальными
произведениями разных стран и эпох;
•
формирование целостного, социально ориентированного
взгляда на мир в процессе познания произведений разных форм, стилей,
эмоциональной окраски;
•
овладение начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире путём ориентации в многообразии
музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса,
школы, города и др.;
•
развитие мотивации к учебной деятельности и формирование
личностного смысла обучения посредством раскрытия связи между
музыкой и жизнью, воздействия музыки на человека;
•
формирование представлений о нравственных нормах,
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости,
сопереживания чувствам других людей на основе освоения музыкальных
произведений, их коллективного обсуждения;
•
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств
на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего
себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его
функций в жизни человека и общества;
•
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях, связанных с
исполнительской деятельностью (концерты, репетиции, плановые занятия
и т.д.);
•
формирование установки на безопасный здоровый образ жизни
посредством развития представления о гармонии в человеке физического и
духовного начал;
•
формирование мотивации к музыкальному творчеству,
целеустремлённости и настойчивости в достижении цели в процессе
создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности
учащихся.
Предметные
10
Реализация программы должна обеспечить:
•
развитие музыкальных способностей и творческих качеств
учащихся ;
•
развитие общих способностей: памяти, внимания, воли,
воображения, мышления;
•
развитие навыка пения по нотам;
•
умение осознанно применять навыки академического
звукообразования для музыкального образа в зависимости от его
эмоционально – нравственного содержания;
•
навыки исполнения двух, трехголосных произведений, среди
которых могут быть народные песни, сочинения композиторов –
классиков, произведения современных композиторов, произведения
духовной музыки с аккомпанементом и a cappella;
•
формирования желания продолжить заниматься пением в хоре,
как в художественной самодеятельности, так и продолжая обучаться в
профессиональном учреждении;
•
способность взаимодействовать с окружением в соответствии с
принятыми нормами и способность понимать чувства и потребности
других людей.
В результате обучения хоровому пению ученик должен знать и понимать:
- специфику певческого искусства;
- основные жанры народной и профессиональной хоровой музыки;
- многообразие музыкальных образов и способов их развития.
Уметь:
- эмоционально – образно воспринимать и выразительно исполнять
хоровые и вокальные произведения;
- исполнять свою партию в хоре, в том числе с ориентацией на нотную
запись;
- устанавливать взаимосвязи между различными видами искусства на
уровне общих идей, художественных образов.
РАЗДЕЛ №2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Время и место проведения занятий - в соответствии с расписанием,
утвержденным приказом директора БМАОУ СОШ №45.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Обеспечивается образовательной организацией:
Помещение для обучения:
Оборудование
Количество /шт.
11
Наличие специального кабинета
(кабинет музыки)
1
Репетиционный зал (сцена)
1
Музыкальный центр
1
Компьютер/ноутбук
1
Проектор
1
Зеркало
1
Принтер/сканер/копир
1
Акустические колонки
2
Стол учебный
15
Стул учебный
15
Фортепиано
1
Обеспечивается родителями:
Материалы (оборудование)
Тетрадь в клетку 48 л
Количество /шт. (на
учащегося)
1
Набор канцелярских
принадлежностей
1
Нотная тетрадь
1
Бумага А4
1 уп (от группы)
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Количество педагогов, ведущих занятие: 1.
Требования к компетенции педагога:
•
педагогическое образование (курсовая переподготовка);
•
владение знаниями по основам психологии детей и подростков;
• владение основами знаний по работе с детьми особых категорий
(одаренные и мотивированные дети, дети с ОВЗ);
•
владение знаниями по ТБ и ПБ.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
- особенность организации образовательного процесса – очное
обучение;
12
- методы обучения : ( словесный, наглядный практический
;объяснительно- иллюстративный, частично – поисковый; игровой ) и
воспитания( убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и
др.)
-формы организации образовательного процесса: групповая ;
-формы организации учебного занятия – беседа, встреча с интересными
людьми, игра, концерт, конкурс, круглый стол, мастер – класс, открытое занятие,
праздник, практическое занятие, представление, презентация, творческая
мастерская, фестиваль…
- педагогические технологии :
-технология индивидуализации обучения,
-технология группового обучения,
-технология коллективного взаимообучения,
-технология модульного обучения,
-технология дифференцированного обучения,
-технология разноуровневого обучения,
-технология развивающего обучения,
-технология проблемного обучения,
-технология исследовательской деятельности, технология проектной
деятельности,
-технология игровой деятельности,
-коммуникативная технология обучения,
-технология коллективной творческой деятельности,
-технология портфолио,
-технология педагогической мастерской,
-технология образа и мысли,
-здоровьесберегающая технология,
-технология-дебаты и др.
Чёткая структура занятий имеет особое значение.
Структура занятия
1. Распевание (вводная часть) Работая над вокально-хоровыми навыками
детей, необходимо предварительно «распевать» воспитанников в определенных
упражнениях. Начинать распевание попевок (вокализа, упражнений) следует в
среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по
полутонам. Для этого отводится не менее 5 мин. Время распевания может быть
увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является
подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению
вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед
началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и
конечного результата.
2. Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима
13
пауза в 1-2 минуты (физминутка).
3. Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского
мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по
нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и
артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.
4. Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют
песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа
над выразительным артистичным исполнением.
• занятие-экскурсия: экскурсии в музыкальную школу. - занятие-праздник:
подготовка к празднику, его ожидание является эмоциональным стимулом
развития каждого ребенка и всего коллектива, 13 праздники (День именинника,
Новый год, Праздник мам, Праздник Семьи, День наших пап и дедушек, День
Победы и др.). Такие занятия способствуют развитию коллективизма.
Методические приемы:
1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам: знакомство с
песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение,
спеть без сопровождения) работа над вокальными и хоровыми навыками;
проверка знаний у детей усвоения песни.
2. Приемы, касающиеся только одного произведения: споем песню с
полузакрытым ртом;
•
слоговое пение («ля», «бом» и др.);
•
хорошо выговаривать согласные в конце слова;
•
произношение слов шепотом в ритме песни;
•
выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово;
•
настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук);
•
задержаться на отдельном звуке и прислушаться, как он звучит;
•
обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;
•
использовать элементы дирижирования;
•
пение без сопровождения;
•
зрительная, моторная наглядность.
3. Приемы звуковедения: выразительный показ (рекомендуется акапельно);
•
образные упражнения;
•
вопросы;
•
оценка качества исполнение песни.
Хорошо продуманная последовательность видов работы, чередование
лёгкого материала и трудного, напряжения и разрядки делают занятия
продуктивными и действенными. На занятиях в зависимости от темы урока
используются следующие формы работы:
1. показ вокальных приёмов, правильного выполнения упражнений;
2. прослушивание разучиваемого произведения, отдельной его партии;
исполнения какого-либо эстрадного певца;
14
3. устный анализ услышанного (увиденного) способствует пониманию
правильного звучания (при этом полезно сравнивать правильно и неправильно
сформированное звучание) или правильно исполненного движения, ритма;
4. разучивание - по элементам; по частям; в целом виде; разучивание
музыкального материала, стихотворного текста, танцевальных элементов;
5. репетиционные занятия - подготовка готовых эстрадных номеров
концертным выступлениям.
Примерный список произведений для ознакомления с образцами
вокальной музыки:
Примерный репертуар:
(Репертуар подобран в соответствии с возрастными особенностями детей)
«Дважды два – четыре» В.Шаинский, М. Пляцковский
«Здравствуй, детство» из к/ф «Чучело-мяучело»
«Зелёные ботинки» С.Гаврилов, Р.Алдонин
«Зимушка-зама» сл. и муз. Алексей Воинов
«Прекрасное далёко» сл. Юрий Энтин, муз. Евгений Крылатов
«Мурлыка» сл. и муз.Илья и Елена Челиковы
«Песенка мамонтенка» В.Шаинский, Д.Непомнящая
«Песенка-чудесенка»
«Пусть всегда будет солнце» Л.Ошанин, А.Островский
«Снеженика» Я.Дубравин, М.Пляцковский
Песни в стиле музыки разных народов: «Волшебная песенка».
«Колыбельная». «Медведи». «Танго».
Чичков Ю., сл. Пляцковского М. Мой щенок. Песня о волшебном цветке.
Шаинский В., сл. Пляцковского М. Мир похож на цветной луг. Улыбка
15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога
1.
Белоброва Е.Н. Техника эстрадного вокала.- М.:2009.
2.
Бергер Н.А. Сначала-ритм. Учебно-методическое пособие.-СПб.:
Композитор, 2004.
3.
Бергер Н.А. Современная концепция и методика обучения музыке.СПб.: КАРО, 2004.
4.
Бруссер А.М., Оссовская М.П. Глаголим. ру. Аудиовидео уроки по
технике речи. Часть 1. – М.: ИПЦ Маска, 2007.
5 Карягина А.В. Джазовый вокал: практическое пособие для начинающих.СПб.: Лань, 2008.
6. Лаптева Е.В. 600 упражнений для развития дикции.- М.:Профиздат, 2007.
7. Лобанова О.Г. Дышите правильно: Учение индийских йогов о дыхании,
изменённое Западом. Американская метода Кофлера. Изд. 2-е. – М.: Либроком,
2012.
8. Кузьгов Р.Ж. Основы эстрадного вокала.-М.:Павлодар, 2012
9. Жаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных
способностей. - М.:Книжкин Дом, 2006.
Для обучающихся и родителей
1.
Битус А., Битус С. Певческая азбука ребёнка.-Минск: ТетраСистемс,
2007.
2.
Бровко В.К. «Битлз» на уроках сольфеджио. – СПб.:Композитор, 2004.
3.
Коннова Е.В. Джазовая азбука для начинающих: Учебное пособие,
Уфа, Редакционно-издательский отдел республиканского учебно-методического
центра по образованию, 2009.
4.
Марченко Л.Ю. Лучшие детские песни о разном: вып.2, изд.2-е., Ростов н/Д: Феникс, 2009.
5.
Пьянков В.Г. Песни и хоры для детей. –М., Владос, 2003.
6.
Сафронова О.Л. Распевки: Хрестоматия для вокалистов. 2-е изд., стер.
–СПб.: Лань, 2011.
7.
Пономарева В.Д. Jazz in vocal. Аранжировки для вокального
ансамбля.-Новосибирск: Окарина, 2009.
нормативные документы
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273
«Об образовании в Российской Федерации»;
2.
Федеральный закон РФ от
24.07.1998
№ 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
16
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
6.
Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 "Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
9.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей»
10.
Письмо
Минобрнауки России от 18.11.2015 г. №
09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями
по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
11.
Письмо
Минобрнауки России от 29.03.2016 г. №
ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей- инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
12.
Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об
утверждении Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
13.
Приказ от 26.06.2019 №
70-Д "Об утверждении
17
методических
рекомендаций "Правила персонифицированного финансирования
дополнительного образования детей в Свердловской области";
18