ДОП Школьный мастер

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №45»
РАССМОТРЕНА
Педагогический Совет
БМАОУ СОШ №45
Протокол № _____
от «___» _________ 2025г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор
БМАОУ СОШ №45
Нохрина Л.В._____
Приказ № ______
от «___» ___ 2025г.

Школьный мастер
дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
технической направленности
для детей 13-15 лет,
срок реализации - 1 год

2025 г.

1

Содержание программы
1. Пояснительная записка ....................................................................................... 4
2. Учебный план 1 года обучения .......................................................................... 8
3. Учебно - тематический план 1 года обучения ................................................ 9
4. Содержание учебного плана 1 года обучения ..............................................10
5. Учебный план 2 года обучения ....................................................................... 13
6. Учебно - тематический план 2 года обучения ............................................... 14
7. Содержание учебного плана 2 года обучения ................................................. 16
8. Календарный учебный график 1 года обучения ............................................. 19
9. Календарно - тематический план 1 года обучения ........................................ 21
10. Календарно - тематический план 2 года обучения ...................................... 28
11. Планируемые результаты .............................................................................. 36
12. Организационно-педагогические условия реализации программы............38
13. Список литературы........................................................................................... 39
14. Контрольно-оценочные материалы ................................................................ 40

2

Пояснительная записка
Данная программа имеет техническую направленность. За основу
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Школьный Мастер» (далее Программа) взята авторская дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного
образования детей «Столярное дело», автора Колтакова Л.А., педагога
дополнительного образования МБУДО «РРДДТ».
Уровень программы – разноуровневая.
Содержание программы разработано в соответствии с Федеральным
законом от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», Порядком организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв.
приказом Министерством просвещения РФ от 09.11.2018 №196), СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденный
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 №28, Уставом учреждения, Положением о ДООП
МБУДО «РРДДТ».
Цель программы: удовлетворение интересов детей к техническому
творчеству через освоение столярных и слесарных технологий, изучение
технологий обработки материалов на станках и доведение их интересов к
потребности в творческом труде, а так же содействие раскрытию творческого
потенциала ребёнка, реализации его творческой индивидуальности и
дальнейшей профориентации. Кроме того, необходимо выработать у
обучающихся современное техническое, экономическое и обязательно
экологическое мышление.
Задачи:
образовательные:
-способствовать формированию необходимых представлений о работе с
древесинной и металлом с сопутствующими материалами.
-обучение воспитанников специальным знаниям и умениям по данному
направлению деятельности.
-содействовать формированию творческого подхода к изготовлению изделий.
развивающие:
-способствовать развитию творческой активности через индивидуальное
раскрытие способностей ребёнка.
-содействовать развитию технического мышления при решении тех или иных
технологических задач поставленных проектированными изделиями.
-содействовать развитию творческого воображения и художественного вкуса.
воспитательные:
-формировать у детей бережливость и аккуратность при работе с
3

материалами и инструментами.
-воспитывать доброжелательность, трудолюбие уважение к чужому труду.
Так как деятельность учащихся анализируется по годам обучения, то
определённые задачи конкретизируются на каждый год:
Так главной задачей первого года обучения является овладение
учащимися теоретических знаний в области обработки материалов ручным
инструментом. Дети должны научиться изготавливать не сложные столярные
и слесарные изделия, прежде всего это деревянные игрушки и различные
модели техники (колёсный, водный воздушный транспорт). Это позволяет
увидеть у детей заинтересованность в том или ином виде технического
творчества, т.е. занятия 1 года обучения в данном творческом объединении
позволяют в дальнейшем ориентировать обучающихся к занятиям
авиамоделизмом, судомоделизмом, ракетомоделизмом, автомоделизмом. В
начале учебного года обучающиеся работают по готовым шаблонам, а к концу
года шаблоны изготовляются ребятами самостоятельно. Развивающей задачей
первого года обучения является развитие познавательных интересов и
внимания. Предстоит воспитывать у детей культуру общения и поведения в
группе.
Основной задачей второго года обучения является обучение учащихся
работе с электроинструментом и станочным оборудованием. Здесь предстоит
развивать у обучающихся самостоятельность, мышление трёхмерности
пространства в процессе изготовления изделий через применение
проектирования с использованием компьютерных 3D технологий.
Воспитывать техническую и экономическую расчётливость в совокупности с
любовью к природе.
Обязательным условием всех этапов обучения является умение
учащимися применять на практике правил техники безопасности.
Новизна программы «Школьный Мастер» состоит в том, что в
объединении обучающиеся работают, над техническими моделями и
предметами обихода из конструкционных материалов применяя, при этом
современные технические технологии в изготовлении. Прежде всего,
предусматривается широкое применение электроинструмента и станочного
оборудования. Так же в программе заложена возможность решения
технологических задач различными методами, что помогает развитию
творческого мышлению у ребенка.
Актуальность программы очевидна, так как позволяет найти
дополнительные пути объединения детей, развития мотивации к обучающей
творческой деятельности. Особое значение приобретает проблема творчества,
способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией
социализации ребенка в обществе. Коллективная работа становится новым
импульсом для воспитания добрых чувств, для понимания красоты, помогает
4

убедиться в необходимости достижения мира, толерантности, общественного
согласия.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в
социальной адаптации обучающихся, в их дальнейшей самостоятельной
творческой деятельности.
Отличительная особенность программы в том, что она позволяет
обучать работе с материалами, как новичка, так и ребят, у которых есть запас
знаний и умений, приобретённых на занятиях в школе или быту.
Предусматривается обучение изготовлению как простых изделий для
основной массы детей, так и сложных в техническом плане изделий.
Организационно-методические основы программы.
В процессе обучения используются следующие методы:
− наглядные;
− репродуктивные;
− практические;
− словесные.
Используемые методы и приемы:
– позволяют развивать специальные умения и навыки,
подготавливающие руку ребенка к письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение
предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому
процессу создания творческих работ;
– способствуют более эффективному развитию воображения,
восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Предусматриваются как теоретические, так и практические занятия.
Возраст обучающихся по данной программе 12-14 лет. Программа
рассчитана на учащихся 7-8 класса.
Занятия проводятся в специально оборудованных школьных
мастерских.
Форма и режим занятий:
Срок реализации программы - 2 года. Количество часов по годам
обучения составляет: 1 год обучения – 68 часа; 2 год обучения – 68 часов.
Учебная недельная нагрузка обучающихся составляет: в первый год
обучения 2 часа в неделю - 1 день занятий по 2 часа, во второй год обучения 2
часа в неделю – 1 занятие по 2 часа в день. Согласно Постановлению Главного
государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении
СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей» рекомендуемый режим
5

занятий в творческом объединении «Школьный Мастер» таков: 45 минут
занятий, 10 минут перерыв, 45 минут занятий.
Количество обучающихся в группах: 1 год обучения: до 14 человек;
2 год обучения: до 14 человек.
Планируемые результаты обучения: освоение детьми авторской
дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы
«Школьный Мастер» направлено на достижение комплекса результатов в
соответствии с новыми требованиями федерального закона «Об образовании
в Российской Федерации».
Личностные результаты освоения программы:
■ учебно – познавательный интерес к столярному творчеству, как одному из
видов ручного труда;
■ формирование интереса и уважительного отношения к разным изделиям
мастеров столярного дела;
■ воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности,
развитие навыков сотрудничества при работе в мастерской.
■ развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и
фантазии.
Метапредметные результаты освоения программы:
■ развитие творческого потенциала личности, способности оригинально
мыслить самостоятельно решать технические и творческие задачи.
■ развитие визуального – образного мышления, способности откликаться на
происходящее в мире, в ближайшем окружении.
■ формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и
переносить проектную информацию в решение технических задач столярных
технологий и смежных с ней умений и навыков других творческих
направленностей.
■ формировать умение накапливать знания и развивать представления о
развитии современных технических технологиях.
■ воспитание умения и готовности слушать собеседника.
■ воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе.
Предметные результаты освоения программы должны отражать:
■ Формирование устойчивого интереса к трудовой деятельности;
способность воспринимать, понимать, переживать и ценить столярные и
другие произведения искусства.
■ Развитость коммуникативного и художественного – образного мышления
детей.
■ Проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и
воображения детей.
■
Нравственные,
эстетические,
этические,
общечеловеческие,
культурологические, духовные аспекты воспитания на занятиях в
6

объединении.
Результатом практической деятельности по программе можно считать
следующее: создание каждым ребенком своего оригинального технического
проекта, его способность трудиться, упорно добиваться поставленных целей.
Учебный план программы 1-го года обучения
№

1.

Разделы и темы

Введение в образовательную
программу. Техника
безопасности
при работе в столярной
мастерской.
Материалы, применяемые в
столярных технологиях

Всег
о
часо
в
2

Количество часов Формы
контроля
Теорети Практи
ческая ческая
2
Устный
опрос.

2

2

-

Устны
й
опрос.

Разметочный и измерительный
инструмент для работы с
материалами
Ручные инструменты и
приспособления для работы в
столярной мастерской.

2

1

1

Устный
опрос.

2

1

1

Устны
й
опрос.

5.

Приёмы работы ручным
инструментом.

4

2

2

Устный
опрос.

6.

Изготовление игрушек из
брусков древесины.

24

2

22

Устный
опрос.

7.

2

1

1

Устный
опрос.

8.

Ручные инструменты и
приспособления для работы в
слесарной мастерской.
Работа с листовым металлом.

24

2

22

Устный
опрос.

9.

Изделия – механизмы.

4

2

2

Устный
опрос.

2.

3.

4.

7

10.
Итого

Итоговое занятие.

2

1

1

68

16

52

Устный
опрос.

Учебно - тематический план Программы
1 год обучения
№ п/п
1.
2.

3.
4.
5.
6.

7.
8.

9.
10.

Наименование раздела, тема
Введение в образовательную программу. Техника
безопасности при работе в столярной мастерской.
Материалы, применяемые в столярных
технологиях.
2.1 Порода деревьев и их применения
2.2 Классификация пиломатериалов
Разметочный и измерительный инструмент для
работы с материалами
Ручные инструменты и приспособления для
работы в столярной мастерской
Приёмы работы ручным инструментом.
Изготовление игрушек из брусков древесины.
6.1. Изготовление игрушки
6.2 Изготовление игрушки
6.3. Изготовление игрушки
Разметочные инструменты и приспособления для
работы в слесарной мастерской
Работа с листовым металлом.
7.1 Изготовление карандашницы
7.2 Изготовление подсвечника
7.3 Изготовление шаблонов для чеканки
Изделия – механизмы.
9.1. Изготовление модели катапульты
Итоговое занятие.
Итого

Кол-во часов
Всего Теория Практик
2
2
2

2

-

1
1
2

1
1
1

1

2

1

1

4
24

2
2

2
22

8
8
8
2

2
2
2
1

6
6
6
1

24

2

22

8
8
8
4

2
2
2
2

6
6
6
2

2
68

1
16

1
52

8

Содержание учебного плана 1-го года обучения
Тема 1. Введение в образовательную программу. Техника безопасности.
Теоретическая часть: Ознакомление учащихся с целями, задачами и
содержанием занятий программ обучения. Ознакомление с учебным
кабинетом, с правилами внутреннего распорядка, с техникой безопасности
учащихся.
Практическая работа: Ознакомление с рабочим местом.
Тема 2. Древесные материалы.
Теоретическая часть: Породы деревьев применяемые в солярных изделиях,
конструкциях, в архитектуре, мебели, народных промыслах. Строение
древесины и её основные свойства. Мягкие и твёрдые породы.
Практические работы: определение породы древесины по образцам,
определение пороков древесины и направление волокон.
Стартовый уровень. Определение направлений волокон древесины
визуально
Базовый уровень. Определение пороков древисины и пути их устранения в
столярных изделиях
Углубленный уровень. Тестирование материалов с целью определения
нагрузок
Тема 3. Разметочный и измерительный инструмент для работы с
древесиной.
Теоретическая часть: Основные измерительные инструменты, применяемые
в столярных технологиях: линейка, угольник, штангенциркуль, малка.
Практическая работа: Определение размеров с помощью измерительных
инструментов (длина, ширина, толщина, глубина и диаметр)
Стартовый уровень. Применение линейки в работе столяра
Базовый уровень. Применение угольника и штангенциркуля
Углубленный уровень. Определение десятых долей миллиметра с помощью
штангенциркуля.
Тема 4. Инструменты и приспособления для работы в столярной
мастерской.
Теоретическая часть: Классификация ручного инструмента. Ознакомление с
инструментом. Заточка инструмента и его настройка.
Практическая часть: Отработка приёмов заточки режущей части
инструмента и его настройки.
Стартовый уровень. Заточка стамески и ножа рубанка
Базовый уровень. Анализ заточки и настройка фуганков
Углубленный уровень. Заточка сверла.
Тема 5. Приёмы работы ручным инструментом.
9

Теоретическая часть: Приёмы работы ручным инструментом: пилой,
рубанком, стамеской, рашпилем. Техника безопасности при работе ручным
инструментом. Соединение частей заготовок в единое целое.
Практическая часть: Пиление вдоль и поперёк волокон древесины.
Строгание заготовок. Опиливание торцовых частей. Долбёжные работы.
Сверление отверстий. Тестирование видов соединения древесины с помощью
клея, гвоздя, шурупа.
Стартовый уровень. Отпиливание и опиливание заготовок по образцу.
Базовый уровень. Анализ пиления и опиливания. Пиление вдоль и поперёк
волокон
Углубленный уровень. Соединение различных частей древесины
несколькими методами.
Тема 6. Изготовление игрушек из брусков древесины.
Теоретическая часть: Рассмотрение порядка изготовления изделий по
заготовленным шаблонам с переводом их на бруски древесины заданной
толщины. Изучение проектов изготовления игрушек: лесовоза, кораблякарандашницы, самолёта. Приёмы шлифования.
Практическая часть: Перевод чертежа изделия с шаблонов на заготовки.
Отработка приёмов пиления, строгания, опиливания, сверления, склеивания
на примере проектов простейших игрушек. Изготовление полки для игрушек.
Шлифование изделий.
Стартовый уровень. Изучение проектов игрушек и изготовление шаблонов
из картона.
Базовый уровень. Изготовление игрушек по образцу
Углубленный уровень. Изготовление игрушек по выбранному чертежу
Тема 7. Разметочные инструменты и приспособления
для работы в слесарной мастерской.
Теоретическая часть: Классификация ручного инструмента. Ознакомление с
инструментом.
Практическая часть: Отличительные особенности слесарного и стлярного
инструмента
Стартовый уровень. Отличие угольников
Базовый уровень. Анализ отличительных приёмов работы.
Углубленный уровень. Заточка чертилки.

10

Тема 8. Работа с листовым металлом.
Теоретическая часть: Ознакомление с основными листовыми металлом.
Фольга, жесть, тонколистовой металл. Технология резки и гибки.
Практическая часть: Изготовление Карандашницы, разметка, резка, гибка,
понятие фальцевый шов.
Стартовый уровень. Приёмы работы ножницами по заданным линиям
Базовый уровень. Анализ приёмов работы. Резка по заданным шаблонам.
Углубленный уровень. Вырезание дополнительных элементов к изделию.
Тема 9. Изделия – механизмы.
Теоретическая часть: Ознакомление с проектами изделий-механизмов.
Соединение с помощью болтов и гаек. Основы электрики. Техника
безопасности при монтаже электрических цепей. Применение золотого
правила механики (принцип действия рычага).
Практическая часть: Изготовление действующей модели средневековой
катапульты. Испытание изготовленных изделий в действии.
Стартовый уровень. Знакомство с схемой электрооборудования модели.
Базовый уровень. Изготовление биплана и катапульты.
Углубленный уровень. Самостоятельная доработка изменений в проекте с
учётом проведённых испытаний.

Тема 10. Итоговое занятие.
Теоретическая часть: Подведение итогов работы творческого объединения
за 1 год обучения. Тестирование учащихся.
Практическая часть: Выставка лучших работ обучающихся.

11

Учебно-тематический план программы
1 год обучения
№

Количество часов
Тема

Всего

Теорети
ческая

Формы
Практи аттестации/
ческая контроля

1.

Вводное занятие.

2

2

-

Устный
опрос.

2.

Инструмент, применяемый для
обработки древесины. Техника
безопасности
Подготовка инструмента и
приспособлений к работе.
Заточка инструмента. Замена
расходников.
Использование
электроинструмента и станков
в столярных технологиях.
Изготовление столярных
изделий

2

2

-

Устный
опрос.

2

1

1

Устный
опрос.

18

-

18

Устный
опрос.

16

4

12

Устный
опрос.

Работа по проектированию
технических моделей с
использованием 3D
программы
Изготовление столярных
бытовых изделий с
применением 3D
проектирования
Художественная обработка
декоративных столярных
изделий.
Подведение итогов. Зачётные
занятия за весь период
обучения.
Итого

8

4

4

Устный
опрос.

10

-

10

Устный
опрос.

8

-

8

Устный
опрос.

4

2

2

Устный
опрос.

68

15

53

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

12

Учебно-тематический план программы
2 год обучения
№

Тема

Количество часов
Всего

1.
2.

3.

4.

5.

6.

7.

Вводное занятие.
Инструмент, применяемый для обработки
древесины. Техника безопасности.
2.1 Ручной инструмент и приспособления.
2.2 Электроинструмент. Станки
Подготовка инструмента и приспособлений к
работе. Заточка инструмента. Замена
расходников.
Использование электроинструмента и станков в
столярных технологиях.
4.1 Шлифование изделий
4.2 Сверление отверстий

2
2

Теорети
ческая
2
2

Практи
ческая
-

1
1
2

1
1
1

1

18

-

18

4
4

-

4
4

4.3. Изготовление тел вращения

10

-

10

Изготовление столярных изделий
по технологическим картам
5.1. Изготовление разделочной доски из
древесины
5.2. Изготовление кухонного молотка

16

4

12

8

2

6

8

2

6

Работа по проектированию технических моделей
с использованием 3D программы
3.1. Проектирование моделей в 3D технологиях.

8

4

4

4

2

2

3.2. Изготовление спроектированных моделей
техники.
Изготовление бытовых изделий с применением 3D
проектирования
7.1. Изготовление шкатулки.
7.2 Изготовление салфетницы

4

2

2

10

0

10

5
5

-

5
5

13

8.

9.

Художественная обработка декоративных
столярных изделий.
8.1 Резьба.
8.2 Интарсия.
8.3 Маркетри.
8.4 Инкрустация
Подведение итогов. Зачётные занятия за весь
период обучения.
Итого

8

0

8

2
2
2
2
2

2

2
2
2
2
-

68

15

53

14

Содержание учебного плана 2-го года обучения
Тема 1. Вводное занятие.
Теоретическая часть: Анализ результатов обучения первого года обучения.
Цели и задачи обучения второго года. Обсуждение плана работ.
Практическая часть: Заготовка пиломатериала, рейсмусование заготовок.
Тема 2. Инструмент, применяемый для обработки древесины. Техника
безопасности.
Теоретическая часть: Использование столярного инструмента и специальных
приспособлений в работе с древесиной. Электроинструмент и его
классификация. Техника безопасности при работе электроинструментом.
Использование станков в столярной мастерской. Техника безопасности при
работе на станках.
Практическая часть: Включение станков и электроинструмента в сеть с
использованием техники безопасности.
Стартовый уровень. Основы безопасности при работе электроинструментом.
Базовый уровень. Классификация столярного инструмента.
Углубленный уровень. Подключение инструмента в сеть и его
обслуживание.
Тема 3. Подготовка инструмента и приспособлений к работе. Заточка
инструмента. Замена расходников.
Теоретическая часть: Устройство ручного электроинструмента. Его
расходные части. Пилы для электролобзика, фрезы, шлифовальные ленты.
Смазка инструмента, его ремонт. Спецприспособления.
Практическая часть: Смазка инструмента, заточка пил и фрез, очистка
шлифовальной шкурки. Использование специальных приспособлений.
Стартовый уровень. Разбор схем столярных электроинструментов.
Базовый уровень. Обслуживание инструмента и замена расходников.
Углубленный уровень. Замена подшипников.
Тема 4. Использование электроинструмента и станков в столярных
технологиях.
Теоретическая часть: Проверка полученных теоретических знаний об
электроинструменте, по технике безопасности и обслуживании.
Практическая часть: Приёмы пиления электролобзиком по заданным линиям
и контурам вдоль и поперёк волокон. Фрезерование кромочной части изделия.
Фрезерования профиля заготовок. Соединение профильных частей заготовок
в единое изделие. Шлифование ленточной шлифмашинкой заготовок и
изделий. Сверление отверстий на вертикальном и горизонтальном станке.
Изготовление тел вращения на токарном станке.
15

Стартовый уровень. Пиление и фрезерование по заданным линиям.
Базовый уровень. Анализ пиления вдоль и поперёк волокон. Шлифование
кромок.
Углубленный уровень. Конкурс на точность пиления.
Тема 5. Изготовление столярных изделий (кухонной утвари) по
технологическим картам
Теоретическая часть: Технологическая карта, её назначение и содержание.
Примеры технологических карт. Изделия кухонной утвари изготовленные из
древесины.
Практическая часть: Отработка приёмов пиления, фрезерование кромки
изделия, шлифование, сверление на примере изготовления разделочной доски
изготовленной из древесины твёрдых пород и подноса изготовленного из
листового материала (фанера). Отработка различных приёмов точения на
токарном станке.
Стартовый уровень. Знакомство с технологической картой и её
применением. Приёмы работы на токарном станке по древесине.
Базовый уровень. Изготовление изделий по шаблону.
Углубленный уровень.Изготовление изделия по технологической карте.
Тема 6. Работа по проектированию технических моделей с
использованием 3D программы.
Теоретическая часть: Применение 3D технологий в проектировании.
Знакомство с программой Компас 3D.
Практическая часть: Изготовление стендовых технических моделей на
примере дорожной и строительной техники с применением самостоятельного
проектирования. Пиление маятниковой пилой, сверление на сверлильном
станке, фрезерование кромки частей изделия, точение колёс, шлифование,
склеивание, монтаж частей изделия, покраска, лакирование.
Стартовый уровень. Примеры работы с программой 3д.
Базовый уровень. Изготовление модели по параметрам спроектированных в
3д программе.
Углубленный уровень. Художественное фрезерование и покраска изделий по
собственному проекту.
Тема 7. Изготовление столярных изделий с применением 3D
проектирования
Теоретическая часть: Мониторинг знаний полученных при изучении 3D
проектирований и технологий применения электроинструмента и станочного
оборудования.
Практическая часть: самостоятельное проектирование столярных изделий
различной степени сложности. Получение заданных параметров изделий.
Изготовление изделий с применением столярных технологий. Изготовление
16

корзины садовой, салфетницы, шкатулки, декоративной тарелки.
Шлифование изделий.
Стартовый уровень. Проектироваие и получение собственных параметров
изделия .
Базовый уровень Изготовление проектов.
Углубленный уровень. Декорирование изделий по своему проекту.
Тема 8. Художественная обработка декоративных столярных изделий.
Теоретическая часть: Различные методы обработки изделия. Теория
отделочных и защитных покрытий: обессмоливание, отбеливание,
грунтование, тонирование, матирование, имитация. Применение резьбы,
интарсии, маркетри в изделии.
Практическая часть: Применение видов художественной обработки на ранее
изготовленных изделиях: корзины садовой, салфетницы, шкатулки,
декоративной тарелки.
Стартовый уровень. Знакомство с видами художественной обработки.
Базовый уровень. Применение художественной обработки на отдельных
пробниках.
Углубленный уровень. Художественная обработка самостоятельно
спроектированных изделий.

Тема 9. Подведение итогов. Зачётные занятия за весь период обучения.
Теоретическая часть: Подведение итогов работы творческого объединения
за 2 год обучения. Тестирование обучающихся.
Практическая часть: Выставка лучших работ обучающихся.

17

Планируемые результаты
По итогам первого года занятий обучающиеся будут знать:
-классификацию древесных материалов и их применение;
-классификацию столярного инструмента и его применение;
-виды и способы обработки древесины;
-правила техники безопасности при работе в столярной мастерской;
-правила техники безопасности при работе ручным инструментом;
-технологию склеивания частей изделия;
-технологию работы по шаблону;
уметь:
-самостоятельно изготавливать шаблоны по чертежу изготавливаемого
столярного изделия;
-распиливать древесину вдоль и поперёк волокон;
-строгать различные виды древесины;
-опиливать торцевые части изделия;
-подготавливать инструмент в рабочее состояние;
-самостоятельно изготавливать простые столярные изделия.
По итогам второго года обучения учащиеся будут знать:
-технику безопасности при работе с электроинструментом;
-технику безопасности при работе на станках;
-технологию соединения заготовок в изделии;
-технологию шлифования древесины;
-технологию изготовления тел вращения;
-технологию фрезерования древесины;
уметь:
-распиливать древесину пилой маятниковой;
-шлифовать древесину шлифмашинкой;
-точить изделия на токарном станке;
-самостоятельно изготавливать бытовые изделия из древесины с элементами
художественной обработки.
Метапредметные результаты освоения программы:
■ развитие творческого потенциала личности, способности оригинально
мыслить самостоятельно решать технические и творческие задачи.
■ развитие визуального – образного мышления, способности откликаться на
происходящее в мире, в ближайшем окружении.
■ формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и
переносить проектную информацию в решение технических задач
столярных технологий и смежных с ней умений и навыков других
творческих направленностей.
■ формировать умение накапливать знания и развивать представления о
18

развитии современных технических технологиях.
■ воспитание умения и готовности слушать собеседника.
■ воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе.
Предметные результаты освоения программы должны отражать:
■ Формирование устойчивого интереса к трудовой деятельности;
способность воспринимать, понимать, переживать и ценить столярные и
другие произведения искусства.
■ Развитость коммуникативного и художественного – образного мышления
детей.
■ Проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и
воображения детей.
■
Нравственные,
эстетические,
этические,
общечеловеческие,
культурологические, духовные аспекты воспитания на занятиях в
объединении.
Результатом практической деятельности по программе «Школьный мастер»
можно считать следующее: создание каждым ребенком своего оригинального
технического проекта, его способность трудиться, упорно добиваться
поставленных целей.
Аттестация обучающихся
Осуществляется текущий контроль, при котором диагностируется уровень
усвоения отдельных тем программы. Детям даётся возможность взаимной
оценки и самооценки изготовляемых изделий. В конце полугодия
осуществляется
рубежный
контроль
методом
диагностирования
теоретических знаний и путём отбора работ для текущих выставок. В середине
и конце учебного года проводится тестирование в виде проверки усвоения
теоретических знаний. Практика тестируется участием работ в итоговой
выставке. В конце второго года обучения проводится выполнение
самостоятельной творческой работы.
Необходимые инструменты и станки.
Пилы по дереву продольные и поперечные, рубанки, стамески различные,
киянки, лобзики ручные, свёрла различные, линейки, угольники,
штангенциркули, станок заточной, станок токарный по дереву, сверлильный
станок, комбинированный (пильно-фуговальный), электролобзики, фрезера,
наборы фрез, ленточно-шлифовальные машинки, струбцины, расходные
материалы к инструментам и станкам.
Необходимые расходные материалы.
Доски различной толщины твёрдых и мягких пород древесины, фанера
различной толщины, клей, лак, краски, растворитель, морилка, кисточки,
щётки, гвозди, саморезы.

19

Список литературы
1. Кругликов Г.И. , Симоненко В.Д., Цырлин М.Д. Основы технического
творчества. – М., 1996..
2. Спенс У. Работы по дереву. – М.: ЭКСМО, 2006..
Бобиков П. Д. Изготовления художественной мебели. – М. : 1983.
3. Буглай Б.М. Технология отделки древесины. М.,1973.
4. Гликин М.С. Декоративные работы по дереву на станках.М.1999.280 с
5. Коротков В.И. Деревообрабатывающие станки. М.,1986.
6. Кулебакин Г.И. Столярное дело. М.,1987.143.
7. Прозоровский Н.И. Технология отделки столярных изделий. М.,1981.288 .
8. Березнев А. А. , Березнева Т. Н. Резьба по дереву. – М. : «Проф-пресс»,
2000.
9. Двойникова Е. С., Лямин И. В. Художественные работы по дереву.
10. Черепахина А. Н. История художественной обработки изделий из
древесины.-М.:1987.
11. Журнал для мастеров «WOOD мастер» (использование практических
сайтов Интернета данного журнала).

20

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».