Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №45»
РАССМОТРЕНА
Педагогический
Совет
БМАОУ СОШ №45
Протокол № _____
от «___» _________ 2025г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор
БМАОУ СОШ №45
Нохрина Л.В._____
Приказ № ______
от «___» ___ 2025г.
Стрейчинг с элементами классической хореографии дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа
общеинтеллектуальной направленности
для детей 8 - 15 лет,
срок реализации - 2 года
2025 г.
Оглавление
Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы ............................... 3
1.1. Пояснительная записка ................................................................................ 3
1.2. Цель и задачи программы ............................................................................ 8
1.3. Содержание общеразвивающей программы .............................................. 9
1.3.1. Учебный план .......................................................................................... 9
1.3.2. Содержание учебного плана ................................................................ 10
1.3.3. Планируемые результаты ..................................................................... 11
Раздел №2. Комплекс организационно-педагогических условий ...................... 13
2.1. Материально-техническое обеспечение ................................................... 13
2.2. Кадровое обеспечение ................................................................................ 14
2.3. Методические материалы .......................................................................... 14
2
РАЗДЕЛ № 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Стрейчинга с элементами классической хореографии» (далее ДОП «Стрейчинг»)
обще интеллектуальной направленности разработана в соответствии с
основополагающими документами:
1.
Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
4.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
6.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»
7.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №
629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3
9.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»
10.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)»;
11.
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. №
направлении
методических
рекомендациями
по
рекомендаций»
реализации
(вместе
ВК-641/09 «О
с
адаптированных
«Методическими
дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
12.
Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
13.
Приказ от 26.06.2019 № 70-Д "Об утверждении методических рекомендаций
"Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования
детей в Свердловской области";
14.
Устав БМАОУ СОШ №45;
15.
Положение об организации и осуществлении образовательной деятельности
по дополнительным общеразвивающим программам БМАОУ СОШ №45;
16.
Положение о порядке обработки персональных данных обучающихся
БМАОУ СОШ №45
17.
Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля по
дополнительным общеразвивающим программам БМАОУ СОШ №45
18.
Порядок
применения
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ БМАОУ
4
СОШ №45
19.
Положение об организации и осуществлении образовательной деятельности
по сетевой форме реализации образовательных программ БМАОУ СОШ №45
20.
Календарный учебный график дополнительного образования БМАОУ СОШ
№45
21.
Рабочая программа воспитания БМАОУ СОШ №45
Актуальность программы
Программа по курсу «Стрейчинга с элементами классической хореографии»
на уровне начального общего образования составлена на основе требований к
результатам освоения основной образовательной программы начального общего
образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовнонравственного
развития,
воспитания
и
социализации
обучающихся,
сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Основной целью программы является упражнения, направленные на
совершенствование гибкости и развитие подвижности в суставах. Стрейчинга
развивает подвижность в суставах и увеличивает амплитуду движений. Техника
основана на растягивании отдельной группы мышц, что значительно улучшает
показатели их силы и прочности. Данные упражнения применяют в утренней
зарядке, разминке и как средство специальной подготовки во многих видах
спорта. Известно, что хорошо тренированные на растяжку мышцы меньше
подвержены травмам и микротравмам, дольше не устают и быстрее
восстанавливаются после длительного напряжения.
Программа рассчитана на детей 8-15 лет.
Срок ее реализации - 2 года.
Уровень освоения программы - базовый.
Наполняемость группы - от 5 до 15 человек.
Группы комплектуются по возрастному признаку без предварительного
тестирования и какого-либо отбора, с учетом возрастных, индивидуальнопсихологических и физиологических особенностей обучающихся.
5
Группа комплектуются из детей, проявляющих заинтересованность в
занятиях предметом. Педагог учитывает особенности каждого обучающегося и
обеспечивает индивидуальный подход к нему. При наличии в группе ребенка
особых категорий (дети с ограниченными возможностями здоровья, одаренные
дети), основная программа адаптируется под возможности этого ребенка.
Программа формирует пространство, на котором происходит сопоставление
обучающимся
собственных
стремлений,
полученного
опыта
проектной
деятельности и информации, в первую очередь в отношении профессиональной
ориентации.
Режим работы, следующий:
-
количество занятий в неделю: 1
-
продолжительность каждого занятия: 1.5 часа;
-
продолжительность одного часа: 1.5 часа;
-
перерыв: 10 минут.
Общий объем часов по программе: 51
Формы обучения: очная. Основными формами организации процесса
обучения являются индивидуальные и групповые занятия.
Виды занятий: теоретические, практические и консультационные занятия.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Время на изложение материала: 1,5 часа.
Цель: изучить назначение, виды стретчинга.
Задачи:
Образовательные:
− знакомство с назначением, видами стретчинга.
Развивающие:
− формирование навыка растяжки и развития гибкости.
Воспитательные:
− формирование культуры растяжки;
− воспитание осознанного подхода к обучению тренировки.
Цель любой работы на растягивание в конечном итоге состоит в
6
- повышении активной подвижности, которую в то же время можно
- существенным образом развить путем пассивного растягивания.
Однако, пассивная подвижность должна находиться в рациональном
соотношении с активной подвижностью; чрезмерная подвижность в суставах 7
(гипермобильность), которая не может быть реализована активным путем, при
определенных обстоятельствах повышает возможность травм. Поэтому с самого
начала необходимо укрепить мышцы путем целенаправленной силовой
тренировки.
Основными задачами стретчинга являются неторопливое, плавное
- растягивание и постепенное укрепление мышц всего тела. За счет этого
- мышечные волокна становятся более эластичными, лучше снабжаются кровью и
питательными веществами, а значит – создаются благоприятные условия для
роста мышечной ткани, которая вытесняет собой жировые запасы. Кроме того,
стретчинг помогает добиться гибкости, свободы движений, сводит к минимуму
риск травмирования мышц во время тренировок и гарантирует поступательное
исправление осанки. Еще одним важным эффектом является значительное
улучшение лимфотока, что положительно влияет на работу организма в целом и
помогает в борьбе с целлюлитными отложениями, в частности.
1.3.1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные
-
стремление к самосовершенствованию и саморазвитию;
7
- воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю
России, осознание своей этнической и национальной принадлежности,
формирование ценности многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентиров;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
- формирование установки на здоровый образ жизни, мотивации к
творческому труду, работы на результат, бережного отношения к
материальным и духовным ценностям;
Основными методами преподавания следует считать:
- практический,
- словесный,
- метод закрепления изученного материала,
- метод самостоятельной работы,
- метод проверки и оценки знаний.
Предметные
-
соблюдать правила безопасности;
- организовывать
рабочее
место
в
соответствии
с
требованиями
безопасности;
РАЗДЕЛ №2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
Время и место проведения занятий - в соответствии с расписанием,
утвержденным приказом директора БМАОУ СОШ №45.
2.1.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Обеспечивается образовательной организацией:
Помещение для обучения:
№ Оборудование
Количество /шт.
8
1. Гимнастический коврик
15
2. Блок для йоги
15
Обеспечивается родителями:
№ Материалы (оборудование)
Количество
учащегося)
одежды 1
1. Тренировочный
комплект
(лосины,футболка,шорты,топ)
2. Носочки,балетки
2.2.
/шт.
(на
1
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Количество педагогов, ведущих занятие: 1.
Требования к компетенции педагога:
•
педагогическое образование (курсовая переподготовка);
•
владение знаниями по основам психологии детей и подростков;
•
владение основами знаний по работе с детьми особых категорий (одаренные
и мотивированные дети, дети с ОВЗ);
•
•
СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Содержание 1-го года обучения.
Разминка. Работа по середине зала, работа в партере.
«Работа
стоп».
Формирование
правильного
положения
ног.
Важно
контролировать шестую позицию стоп, прижатые к полу колени, натянутые
стопы.
«Бабочка и лягушка». Упражнения на развитие выворотности.
«Лодочка». Упражнение на развитие силы спины. Первоначально выполняется с
фиксацией оторванного от пола корпуса, затем добавляется раскачка. Важно
удерживать руки и ноги в натянутом положении.
9
«Улитка и корзиночка». Упражнения на развитие гибкости.
«Колечко». Упражнение на развитие гибкости. Необходимо первоначально
страховать детей во избежание травмы.
«Кошечка». Упражнение на расслабление мышц спины. Важно научить детей
выгибать и округлять поясничный отдел спины.
Продольные шпагаты. Прежде, чем выходить в положение шпагат, важно
отстроить корпус, разворачивая бёдра и плечи в сторону передней ноги. Также
необходимо контролировать, чтобы пятка ноги, которая находится сзади, была
направлена в потолок.
«Домик». Развитие выворотности и подготовка к поперечному шпагату.
Партерная гимнастика. Упражнения данного раздела проходят на ковриках.
Упражнения, помогающие развить у детей пластичность, гибкость, силу стопы,
ног, спины и пресса, а также для постановки правильной осанки, выворотности
тазобедренного сустава и стопы, растяжки мышц ног, спины, рук и шеи.
Содержание 2-го года обучения.
«Классический танец». Постановка корпуса, ног, рук головы в экзерсисе у
палки и на середине зала. Начальное освоение прыжков. Все упражнения
изначально проучиваются лицом к палке. На втором году обучения блок
партерной гимнастики включается в финальную часть урока: дети приступают к
развитию физических данных после разминки и игровой деятельности.
Упражнение на работу стоп — формирование правильного положения стоп.
Усложняется упражнение за счёт добавления работы рук, корпуса. Кроме того,
появляются элементы на координацию, где руки и ноги выполняют разные задачи.
Важно следить за ровным положением корпуса и за тем, чтобы колени
прижимались к полу. В качестве дополнительного атрибута в упражнении
используется скакалка, сложенная в четыре раза.
10
Упражнение со скакалкой на растяжение подколенных структур. Колени и стопы
должны быть натянутыми, особое внимание следует уделить опорной ноге. Спина
ровная, макушкой ребёнок тянется в потолок.
Наклоны в сторону в положении сидя с разведенными в стороны ногами. Важно
удерживать стопу сокращенной и выполнять упражнение по обозначенным
педагогом точкам.
Циркуль
—
упражнение
на
развитие
выворотности
и
подвижности
тазобедренного сустава. Между переходами из одного положения в другое важно
фиксировать позы, чтобы приучать детей к грамотному выполнению комплекса
элементов.
Ножницы — упражнение на укрепление мышц пресса. На втором году обучения
проучивается только подготовка к упражнению — подъём ног на 45 градусов.
Важно контролировать ровное положение спины и затянутость ног.
Подъём корпуса с хлопком о пол — упражнение на работу пресса. Очень важно
после подъёма зафиксировать угол в корпусе в 90 градусов, а также
контролировать ровный корпус и опущенные плечи в момент поднятия рук.
Черепашка — упражнение на фиксацию корпуса в определённом положении.
Способствует укреплению мышц спины и пресса. По окончании упражнения руки
нужно перевести в стороны.
Ступеньки — упражнение на развитие силы ног. Важно контролировать
прижатую к полу поясницу и натянутость стоп, коленей.
Подъём ноги на 90 градусов — растяжение подколенных связок. Важно научить
детей фиксировать ногу и контролировать вытянутое положение колена и стопы.
Стопу поднятой ноги рекомендуется сократить, вследствие чего натяжение
подколенных структур будет сильнее.
Подъёмник — упражнение на закачку пресса. Поднимая две ноги до угла 90
11
градусов, важно прижимать поясницу к полу.
Бабочка и лягушка — упражнения на развитие выворотности. Повторяются из
первого года обучения.
Лодочка — упражнение на развитие силы спины. Первоначально выполняется с
фиксацией оторванного от пола корпуса, затем добавляется раскачка. Важно
удерживать руки и ноги в натянутом положении.
Кошечка — упражнение на расслабление мышц спины. Важно научить детей
выгибать и округлять поясничный отдел спины. Добавляя работу ногой,
необходимо контролировать, чтобы нога поднималась по выворотной позиции и в
натянутом положении. Также важно следить за руками, сгибать руки в локтях
нельзя.
Продольные шпагаты. Прежде, чем выходить в положение шпагат, важно
отстроить корпус, разворачивая бёдра и плечи в сторону передней ноги. Также
необходимо контролировать, чтобы пятка ноги, которая находится сзади, была
направлена в потолок.
Домик — развитие выворотности и подготовка к поперечному шпагату.
Повторяется упражнение из первого года обучения.
2.3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
нормативные документы
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998
№ 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
12
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. №
организациями,
816 «Об утверждении Порядка применения
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
№ 629 "Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам»;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей»
10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. №
09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. №
ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
общеобразовательных
реализации
программ,
адаптированных
дополнительных
способствующих
социально-
психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей- инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
13
12. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
13. Приказ от 26.06.2019
рекомендаций
№
"Правила
70-Д "Об утверждении методических
персонифицированного
финансирования
дополнительного образования детей в Свердловской области";
14. Положение
о
структуре,
порядке
разработки
и
утверждении
общеразвивающих программ в МАУ ДО ДДТ Октябрьского района;
15. Устав МАУ ДО ДДТ Октябрьского района;
Литература
16. Анатомия упражнений на растяжку / А. Нельсон, Ю. Кокконен ; пер. с
англ. С.Э. Борич. – Минск : Попурри, 2014. – 224 с.: ил. – Режим доступа:
https://www.powerskater.ru/ssl/u/7a/10338071e111ea8542ddb361f8c5bb//Nelson_A._Anatomiya_uprajneniy_na_rastyajku.pdf
17. Андерсон Б., Андерсон Дж. Растяжка для поддержания гибкости
мышц и суставов / Пер. с англ. О.Г. Белошеев. – Минск: Поппури, 2002. – 224 с.:
ил.
–
Режим
доступа:
https://контемпорари.рф/wpcontent/uploads/2015/05/Растяжка-для-каждого.Б.Андерсон.pdf
18. Кудрявцев А. Растяжки для всех видов спорта / Кудрявцев Александр.
– М. : Эксмо, 2012. – 288 с. : ил. – (Книга-инструктор). – Режим доступа:
https://vk.com/wall-96945621_151
101
19. Мэтьюз Дж. Всё растяжимо. Гибкое и здоровое тело всего за 5 минут в
день / Пер. с англ. А.В. Захарова. – М.: Эксмо, 2019. – 208 с.: ил.
20. Стретчинг: методические рекомендации / сост. С.Ю. Червоткина, Э.Р.
Антонова, Л.Б. Фомина. – Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2016. – 90 с. – Режим
доступа:
http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/1024/макет%20Стретчинг_Че
14
рвоткина%2C%20Фомина%2C%20Антонова.pdf?sequence=1&isAllowed=y
21. Стретчинг: методические рекомендации для индивидуальных,
групповых и самостоятельных занятий студентам высшей школы / сост. Д.Г.
Сидоров, Н.В. Швецова, Е.А. Гурова, Т.А. Слонова, А.В. Погодин. – Нижний
Новгород: Изд-во ВГБОУ ВПО «Нижегородский государственный
архитектурно-строительный университет», кафедра физической культуры, 2015.
–
19
с.
–
Режим
доступа:
https://bibl.nngasu.ru/electronicresources/uchmetod/sports/856764.pdf
22. Стретчинг: методическое пособие / сост. И.А. Клочева. – Новодвинск :
ГАПОУ АО «НИТ», 2015. – 44 с. – Режим доступа:
https://infourok.ru/uchebnometodicheskoe-posobie-k-urokam-fizicheskoykulturoystretching-759319.htm
15