Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №45»
РАССМОТРЕНА
Педагогический Совет
БМАОУ СОШ №45
Протокол № _____
от «___» _________ 2025г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор
БМАОУ СОШ №45
Нохрина Л.В._____
Приказ № ______
от «___» ___ 2025г.
Спортивные бальные танцы дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
общеинтеллектуальной направленности
для детей 8 - 15 лет,
срок реализации - 2 года
2025 г.
Оглавление
Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы ............................... 3
1.1. Пояснительная записка ................................................................................ 3
1.2. Цель и задачи программы ............................................................................ 8
1.3. Содержание общеразвивающей программы .............................................. 9
1.3.1. Учебный план .......................................................................................... 9
1.3.2. Содержание учебного плана ................................................................ 10
1.3.3. Планируемые результаты ..................................................................... 11
Раздел №2. Комплекс организационно-педагогических условий ...................... 13
2.1. Материально-техническое обеспечение ................................................... 13
2.2. Кадровое обеспечение ................................................................................ 14
2.3. Методические материалы .......................................................................... 14
2
РАЗДЕЛ № 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Спортивные бальные танцы» (далее ДОП «Спортивные бальные танцы»)
общеинтеллектуальной направленности разработана в соответствии с
основополагающими документами:
1.
Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
4.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
6.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»
7.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №
629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3
9.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»
10.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)»;
11.
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. №
направлении
методических
рекомендациями
по
рекомендаций»
реализации
(вместе
ВК-641/09 «О
с
адаптированных
«Методическими
дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
12.
Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
13.
Приказ от 26.06.2019 № 70-Д "Об утверждении методических рекомендаций
"Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования
детей в Свердловской области";
14.
Устав БМАОУ СОШ №45;
15.
Положение об организации и осуществлении образовательной деятельности
по дополнительным общеразвивающим программам БМАОУ СОШ №45;
16.
Положение о порядке обработки персональных данных обучающихся
БМАОУ СОШ №45
17.
Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля по
дополнительным общеразвивающим программам БМАОУ СОШ №45
18.
Порядок
применения
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ БМАОУ
4
СОШ №45
19.
Положение об организации и осуществлении образовательной деятельности
по сетевой форме реализации образовательных программ БМАОУ СОШ №45
20.
Календарный учебный график дополнительного образования БМАОУ СОШ
№45
21.
Рабочая программа воспитания БМАОУ СОШ №45
Актуальность программы
Программа по курсу «Спортивные бальные танцы» на уровне начального
общего образования составлена на основе требований к результатам освоения
основной образовательной программы начального общего образования ФГОС
НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного
развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в
федеральной рабочей программе воспитания.
Спортивный бальный танец — это гармоничное развитие, всестороннее
совершенствование
двигательных
способностей,
укрепление
здоровья,
обеспечение творческого долголетия. Отличительной особенностью спортивных
танцев является то, что они учат соблюдать правила поведения, формируют
понятия о красоте тела, музыкальный вкус. Элементы танца способствуют
развитию
координации
движений,
ритмичности,
раскрепощенности,
эмоциональности, совершенствованию двигательных качеств.
Бальные танцы для детей – это вид спорта, предусматривающий развитие
пластики, координации движений, постановку корпуса.
• Бальные танцы помогают воспитывать у детей чувство ритма и
эстетического восприятия мира.
• В процессе занятий бальными танцами у детей развивается и тренируется
мышечная сила корпуса и ног, пластика рук, происходит развитие общей
физической подготовки (силы, выносливости, ловкости), развиваются: гибкость,
устойчивость и координация.
• Бальные танцы способствуют правильному физическому развитию, в
частности улучшению работы дыхательной и сердечнососудистой системы.
5
Танцуя, дети обретают чувство ритма, их дыхание становится правильным, они
получают необходимую физическую нагрузку, становятся пластичными.
• Бальные танцы формируют у детей правильную красивую осанку, походку.
Кроме того, они помогают исправить неправильную осанку, формируют
спортивное телосложение и умение красиво и уверенно двигаться. Дети,
занимающиеся бальными танцами как профессионально, так и на уровне хобби,
отличаются легкостью и плавностью походки.
Таким образом, программа соответствует социально-экономическим
потребностям нашего региона и города, социальному заказу на образовательные
услуги, поскольку отражает потребности и индивидуальные особенности
потенциальных обучающихся, ожидания родителей, требования и ожидания
образовательных учреждений профессионального образования, требования
социума, общественности, государства.
Программа рассчитана на детей 8-15 лет .
Срок ее реализации - 2 год.
Уровень освоения программы - базовый.
Наполняемость группы - от 5 до 15 человек.
Группы комплектуются по возрастному признаку без предварительного
тестирования и какого-либо отбора, с учетом возрастных, индивидуальнопсихологических и физиологических особенностей обучающихся.
Группа комплектуются из детей, проявляющих заинтересованность в
занятиях предметом. Педагог учитывает особенности каждого обучающегося и
обеспечивает индивидуальный подход к нему. При наличии в группе ребенка
особых категорий (дети с ограниченными возможностями здоровья, одаренные
дети), основная программа адаптируется под возможности этого ребенка.
Программа составлена с учетом технологических знаний, опыта трудовой и
проектной деятельности, полученных учащимися при обучении в дошкольном
образовательном учреждении и начальной школе.
Программа формирует пространство, на котором происходит сопоставление
обучающимся
собственных
стремлений,
6
полученного
опыта
проектной
деятельности и информации, в первую очередь в отношении профессиональной
ориентации.
Режим работы следующий:
-
количество занятий в неделю: 2
-
продолжительность каждого занятия: 1.5 часа;
-
перерыв: 10 минут.
Общий объем часов по программе: 102.
Формы обучения: очная. Основными формами организации процесса
обучения являются индивидуальные и групповые занятия.
Виды занятий: теоретические, практические и консультационные занятия,
лабораторные работы.
Формы
подведения
итогов:
участие
в
конкурсах,
соревнованиях,
показательных выступлениях.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Целью
образовательной
программы
«Спортивный
бальный
танец»
заключается в систематическом целенаправленном развитии пластической
культуры обучающегося средствами хореографии.
Задачи:
Воспитательные:
- воспитание навыков коллективной и самостоятельной творческой работы;
- воспитание силы и выносливости, терпения и ответственности;
- формирование художественного вкуса, стиля поведения в коллективе и в
обществе.
Развивающие:
- развитие координации движения;
- развитие музыкальности и чувства ритма;
- развитие выразительности движения;
Обучающие:
- изучение теоретических основ бальной хореографии;
7
- приобретение умений и навыков в различных танцевальных стилях;
- умение самостоятельно использовать полученные знания и навыки в
работе над пластическими образами;
1.3.1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные
-
стремление к самосовершенствованию и саморазвитию;
- воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю
России, осознание своей этнической и национальной принадлежности,
формирование ценности многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентиров;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
- формирование установки на здоровый образ жизни, мотивации к
творческому труду, работы на результат, бережного отношения к
материальным и духовным ценностям;
Знать:
- построение урока и порядок танцев в каждой программе (европейской и
латиноамериканской);
- методику исполнения упражнений;
- музыкальный размер, ритм и счёт всех изученных бальных танцев;
- технику и методику исполнения основных фигур бальных танцев;
- характер и манеру исполнения массовых и спортивных бальных танцев;
хореографическую терминологию.
Уметь:
- применить теоретические знания в тренировочном процессе и
сценической практике;
- двигаться с чувством ритма и темпа музыки;
- ориентироваться в пространстве, на сценической площадке;
- применять образное мышление при выполнении движений, упражнений и
8
танцевальных фигур;
- сохранять постановку корпуса, четкость позиций ног и рук во время
комбинаций;
- методически и технически грамотно выполнять танцевальные фигуры
соответствующего класса, включенные в программу бальных танцев;
- выразительно и эмоционально исполнять танцы;
- импровизировать на заданную музыку в определённом художественном
образе в предлагаемых обстоятельствах;
- помогать отстающим учащимся освоить и отработать заданный материал;
- грамотно оценивать уровень исполнительского мастерства и танцевальной
культуры различных хореографических произведений.
Владеть:
- методикой и техникой исполнения танцевального лексического материала
в объеме предмета;
-
основами
драматургического
и
композиционного
построения
хореографического номера;
- элементами образного пластического мышления и импровизации.
- Способом определения результативности будет являться активность
учащихся
в
танцевальной
деятельности,
самостоятельное
создание
танцевальных композиций и целых номеров (овладение основами
композицией постановки танцев), участие в школьных мероприятиях,
городских, областных и межрегиональных и всероссийских танцевальных
конкурсах.
Основными методами преподавания следует считать:
практический,
словесный,
метод закрепления изученного материала,
метод самостоятельной работы,
9
метод проверки и оценки знаний.
Форма отчетности: коллективная и индивидуальная проектная деятельность
учащихся, показ творческих работ, проведение семинаров и мастер-классов
по спортивным бальным танцам.
Предметные
соблюдать правила безопасности;
-
- организовывать
рабочее
место
в
соответствии
с
требованиями
безопасности;
РАЗДЕЛ №2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
Время и место проведения занятий - в соответствии с расписанием,
утвержденным приказом директора БМАОУ СОШ №45.
2.1.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Обеспечивается образовательной организацией:
Помещение для обучения:
№
Оборудование
Количество /шт.
1. Гимнастический коврик
15
2. Блок для йоги
15
Обеспечивается родителями:
№
Материалы (оборудование)
1. Тренировочный комплект одежды
(лосины,футболка,шорты,топ)
2. Танцевальная обувь ( балетки,туфли)
Количество /шт. (на
учащегося)
1
1
2.2. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Количество педагогов, ведущих занятие: 1.
Требования к компетенции педагога:
•
педагогическое образование (курсовая переподготовка);
10
•
владение знаниями по основам психологии детей и подростков;
•
владение основами знаний по работе с детьми особых категорий (одаренные
и мотивированные дети, дети с ОВЗ);
СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Содержание 1-го года обучения.
Основная задача первого года обучения – дать детям первоначальную
хореографическую подготовку, развить общую музыкальность, чувство ритма и
сформировать у них основные двигательные качества и навыки, необходимые
для занятий спортивными бальными танцами.
«Ритмика и танец» включает в себя занятия, которые делятся на следующие
разделы:
Разминка. Ритмические упражнения, музыкальные задания по слушанию и
анализу танцевальной музыки, движения под музыку. Тренаж как постепенный
разогрев мышц.
Партерная гимнастика. Упражнения данного раздела проходят на ковриках.
Упражнения, помогающие развить у детей пластичность, гибкость, силу стопы,
ног, спины и пресса, а также для постановки правильной осанки, выворотности
тазобедренного сустава и стопы, растяжки мышц ног, спины, рук и шеи.
Элементы классического и бального танца. Классические позиции ног и рук,
простейшие упражнения: demi-plie и releve . Танцевальные шаги и различные
виды бега, прыжки. Упражнения на ориентировку в пространстве, координацию
движений.
Танцевальные этюды и танцы. Современные детские массовые танцы. Танцы –
игры. Сюжетно-ролевые танцы. Последовательные танцы начального уровня в
парах.
«Слушание музыки и музыкальная грамота». Музыкальные жанры, размеры,
длительности, ритм, темп.
11
«Гимнастика». Основные элементы гимнастики: стойка на руках, мост,
кувырки, колесо, шпагаты.
Содержание 2-го года обучения.
«Классический танец». Постановка корпуса, ног, рук головы в экзерсисе у
палки и на середине зала. Начальное освоение прыжков. Все упражнения
изначально проучиваются лицом к палке.
«Отечественный танец». Основной задачей является формирование
танцевальных умений, знаний и навыков, изучение танцевальной культуры,
умение различать изящно-манерно, легко-тяжело, плавно-отрывисто, вежливогрубо, равнодушно-с чувством. Особенности исполнения: 3 позиция ног,
открытые руки, эмоциональная окраска движений. Основные танцы
отечественной программы: «Вару-вару», «Полька», «Фигурный вальс», «Рилио»,
«Сударушка», «Русский лирический» и т.д.
«Европейский танец» предполагает постановку в произвольные пары,
особенности танцевания в паре, постановка корпуса и рук. Отношения в паре.
Танцевальная программа «Е класса».
«Латиноамериканский танец». Постановка корпуса, положение и работа рук,
работа ног и стопы. Танцевальная программа «Е класса». Постановка в пары.
«Слушание музыки и музыкальная грамота». Музыкальное сопровождение
танцев. Музыкальные предложения.
Подготовка и участие в конкурсах исполнителей бального танца.
2.3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
нормативные документы
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998
№ 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
12
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. №
организациями,
816 «Об утверждении Порядка применения
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
№ 629 "Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам»;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей»
10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. №
09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. №
ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
13
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-
психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей- инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
12. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
13. Приказ от 26.06.2019
рекомендаций
№
70-Д "Об утверждении методических
"Правила
персонифицированного
финансирования
дополнительного образования детей в Свердловской области";
14. Положение
о
структуре,
порядке
разработки
и
утверждении
общеразвивающих программ в МАУ ДО ДДТ Октябрьского района;
15. Устав МАУ ДО ДДТ Октябрьского района;
литература
16. азарова, Н., Мей, В. Азбука классического танца Искусство/ Н. Базарова, В.
Мей. – Искусство, 1983.
17. Барышникова, Т. Азбука хореографии/ Т. Барышникова. –М.:Рольф ,1999.
18. Воронина, И. Историко-бытовой танец/ И. Воронина. – М.: Искусство, 1980.
19. Доман, Г. Как сделать ребенка физически совершенным. Пер. с англ./ Г.
Доман. – М.: АСТ, Аквариум, 2002.
20. Константинова, А. И. Игровой стретчинг/ А.И. Константинова. – СПб.:
Аллегро, 1993.
21. Константинова, А. И. Сюжетно – ролевые игры/ А.И. Константинова. – СПб.:
Аллегро, 1993.
22. Костровицкая, В. Сто уроков классического танца/ В. Костровицкая. –
Искусство, 1981.
23. Лабковская, Г.С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Книга для
учителя/ Г.С. Лабковская. – М., 1983.
24. Макарова, Е. П. Ритмическая гимнастика и игровой танец в занятиях
14
стретчингом/ Е.П. Макарова. – СПб.: Аллегро, 1993.
25. Мессерер, А. Уроки классического танца/ А. Мессерер. – Спб.: Лань, 2004.
26. Мур, А. /Бальные танцы А. Мур. – М., 2001.
27. Регаццони, Г., Росси, М., Маджони, А. Латиноамериканские танцы/ Г.
Регаццони., М. Росси., А. Маджони. – М.: БММ АО, 2001.
28. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для
разработки
документов по обновлению общего образования / Стратегия
модернизации содержания общего образования. – М.: МО РФ, 2001.
29. Уралова, В.И., Стригалова, В.М. Современный бальный танец/ В.И. Уралова,
В.М. Стригалова. – М., 1978.
30. Фомин, А.С. Многофункциональная природа танца и проблемы его изучения/
А.С. Фомин. – Новосибирск: Изд-во ЦЭРИС, 2002.
31. Херн, Д., Спенсэр, П. Letter Service: Информационная служба для учителей
танцев / Пер. с англ. И ред. Ю. Пина – Лондон – Санкт–Петербург.
для обучающихся
32. Бекина, С.И. Музыка и движение/ С.И. Бекина. – М.: Просвещение, 1983.
33. Елинек, Ю.Е. Проект новой программы по спортивному танцу. – Звёзды над
паркетом / Газета для танцоров. –1999.
34. Мессер, А.М. Танец. Мысль. Время/ А.М. Мессер. – М., 1990.
15