Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №45»
РАССМОТРЕНА
Педагогический Совет
БМАОУ СОШ №45
Протокол № _____
от «___» _________ 2025г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор
БМАОУ СОШ №45
Нохрина Л.В._____
Приказ № ______
от «___» ___ 2025г.
Юный блогер
дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
общеинтеллектуальной направленности
для детей 12 – 15 лет,
срок реализации – 1 год
2025 г.
Оглавление
Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы ............................... 3
1.1. Пояснительная записка ................................................................................ 3
1.2. Цель и задачи программы ............................................................................ 8
1.3. Содержание общеразвивающей программы .............................................. 9
1.3.1. Учебный план .......................................................................................... 9
1.3.2. Содержание учебного плана ................................................................ 10
1.3.3. Планируемые результаты ..................................................................... 11
Раздел №2. Комплекс организационно-педагогических условий ...................... 13
2.1. Материально-техническое обеспечение ................................................... 13
2.2. Кадровое обеспечение ................................................................................ 14
2.3. Методические материалы .......................................................................... 14
2
РАЗДЕЛ № 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Юный блогер» (далее ДОП «Юный блогер») общеинтеллектуальной
направленности разработана в соответствии с основополагающими документами:
1.
Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
4.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
6.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»
7.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №
629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
9.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
3
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»
10.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)»;
11.
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. №
направлении
методических
рекомендациями
по
рекомендаций»
реализации
(вместе
ВК-641/09 «О
с
адаптированных
«Методическими
дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
12.
Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
13.
Приказ от 26.06.2019 № 70-Д "Об утверждении методических рекомендаций
"Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования
детей в Свердловской области";
14.
Устав БМАОУ СОШ №45;
15.
Положение об организации и осуществлении образовательной деятельности
по дополнительным общеразвивающим программам БМАОУ СОШ №45;
16.
Положение о порядке обработки персональных данных обучающихся
БМАОУ СОШ №45
17.
Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля по
дополнительным общеразвивающим программам БМАОУ СОШ №45
18.
Порядок
применения
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ БМАОУ
СОШ №45
4
19.
Положение об организации и осуществлении образовательной деятельности
по сетевой форме реализации образовательных программ БМАОУ СОШ №45
20.
Календарный учебный график дополнительного образования БМАОУ СОШ
№45
21.
Рабочая программа воспитания БМАОУ СОШ №45
Актуальность программы
Программа по курсу «Юный блогер» на уровне основного общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования ФГОС ООО, а также
ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития,
воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной
рабочей программе воспитания.
Основной
целью
программы
является
успешная
социализация
обучающихся, формирование у них функциональной грамотности на базе
освоения культурологических знаний и соответствующих им практических
умений, необходимых для разумной организации собственной жизни, воспитание
ориентации на будущую трудовую деятельность, выбор профессии.
Требования общества к уровню подготовки выпускников образовательных
учреждений
предполагает
познавательной
высокий
деятельности,
уровень
умения
развития
активно
самостоятельной
действовать
и
находить
правильные решения в нестандартных ситуациях, использовать статистические,
измерительные навыки познания.
Дополнительная
общеобразовательная
программа
«Юный
блогер»
направлена на формирование и развитие творческих способностей обучающихся,
удовлетворение
индивидуальных
потребностей
в
интеллектуальном,
нравственном и социальном развитии, пробуждение и закрепление интереса к
профессии блогера. Обучающиеся изучат теорию и реализуют на практике
создание видеоблогов, видеоканалов. Ознакомятся с правилами безопасного
поведения и пользования в сети Интернет. Научатся снимать минимальные
видеоролики. Реализация программы направлена, в том числе, на формирование и
5
развитие творческих способностей детей и удовлетворение их индивидуальных
потребностей
в
интеллектуальном,
нравственном
и
физическом
совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа
жизни, укрепление здоровья за рамками основного образования.
Таким образом, программа соответствует социально-экономическим
потребностям нашего региона и города, социальному заказу на образовательные
услуги, поскольку отражает потребности и индивидуальные особенности
потенциальных обучающихся, ожидания родителей, требования и ожидания
образовательных учреждений профессионального образования, требования
социума, общественности, государства.
Программа рассчитана на детей 12 - 15 лет (7-9 класс).
Срок ее реализации - 1 год.
Уровень освоения программы - базовый.
Наполняемость группы - от 10 до 15 человек.
Группы комплектуются по возрастному признаку без предварительного
тестирования и какого-либо отбора, с учетом возрастных, индивидуальнопсихологических и физиологических особенностей обучающихся.
Группа комплектуются из детей, проявляющих заинтересованность в
занятиях предметом. Педагог учитывает особенности каждого обучающегося и
обеспечивает индивидуальный подход к нему. При наличии в группе ребенка
особых категорий (дети с ограниченными возможностями здоровья, одаренные
дети), основная программа адаптируется под возможности этого ребенка.
Программа составлена с учетом технологических знаний, опыта трудовой и
проектной деятельности, полученных учащимися при обучении в дошкольном
образовательном учреждении и начальной школе.
Программа формирует пространство, на котором происходит сопоставление
обучающимся
собственных
стремлений,
полученного
опыта
проектной
деятельности и информации, в первую очередь в отношении профессиональной
ориентации.
Курс предполагает использование компьютеров совместно со смартфонами.
6
Методические особенности реализации программы предполагают сочетание
возможности
развития
индивидуальных
творческих
способностей
и
формирование умений взаимодействовать в коллективе, работать в группе.
Режим работы следующий:
-
количество занятий в неделю: 1
-
продолжительность каждого занятия: 1 академический час;
-
продолжительность одного академического часа: 40 минут;
-
перерыв: 20 минут.
Общий объем часов по программе: 34.
Формы обучения: очная. Основными формами организации процесса
обучения являются индивидуальные и групповые занятия.
Виды занятий: теоретические, практические и консультационные занятия,
лабораторные работы.
Формы подведения итогов: участие в конкурсах, соревнованиях, сетевых
проектах; выставки технического творчества. Результаты работ обучающихся
фиксируются на фото и видео в момент демонстрации созданных ими роботов из
имеющихся в наличии учебных конструкторов по робототехнике. Фото и видео
материалы по результатам работ размещаются на сайте учреждения, предлагаются
для участия на фестивалях и олимпиадах различных уровней.
1.2.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Целью данной программы является вовлечение обучающихся в проектную
деятельность, освоение приемов создания видеороликов и размещение их на
видеоканале на платформе Telegram.
Задачи:
Воспитательные:
− воспитывать умения социального взаимодействия со сверстниками и
взрослыми при различной совместной деятельности;
− формировать культуру коллективной проектной деятельности при
реализации общих информационных проектов;
7
− воспитывать общую культуру, основы эстетического мировоззрения;
− воспитывать трудолюбие, способность к преодолению трудностей,
целеустремлённость и настойчивость в достижении результата.
Развивающие:
− развивать творческие способности обучающихся в процессе деятельности,
познавательный интерес и способности на основе включенности в
активную познавательную деятельность;
− развивать умения и навыки личностного и профессионального
самоопределения учащихся;
− развивать компетенции обучающихся в области использования
коммуникационных технологий;
− развивать опыт переноса и применения универсальных учебных действий в
жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и
познавательного развития обучающихся;
− формировать потребность участия в общественно полезной деятельности;
− формировать у обучающихся устойчивую мотивацию к ведению здорового
образа жизни, способность к самостоятельному физическому и
нравственному самосовершенствованию.
Обучающие:
− сформировать основные представления и умения в сфере
информационных коммуникаций, навыки работы с разнообразными
видами и источниками информации;
− сформировать компетенции в области создания информационных
продуктов и наполнения их тематическим содержанием;
− овладение навыками работы со специальной аппаратурой
(радиомикрофон, компьютер, ноутбук со специальными программами
по работе с видео и звуком).
8
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1.3.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
1.3.2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
№
Тема занятия
п/п
Форма
Форма контроля
проведения
проведения
Вводные занятия (2 часа)
1.
«Инструктаж по ТБ».
Беседа
Устный опрос
Знакомство с
информационными
технологиями
2.
Определение целей, планов Игровой
и результатов занятий.
тренинг
Обсуждение плана.
Основы блогерства (12 часов)
3.
История блогерства в
Презентация
Устный опрос
Игровой
Устный опрос
России
4.
Словарь блогера
тренинг
5.
Блогер. Главные
Презентация
Устный опрос
Презентация
Устный опрос
составляющие личности
6.
Блогерство как
современная форма
ораторства
7.
Создание эффективного
Презентация
блога
8.
Изучение правил работы
Лекция
Устный опрос
блогера
9.
Блог на Youtube. Типичные Презентация,
9
Дата
Устный опрос
ошибки при записи видео
беседа
для блога
10. Разновидности блогов и
специфика каждой блог-
Презентация,
Устный опрос
беседа
платформы
11. Блог публичной личности:
свобода и ограничения
12. Виды блогов и
выразительные средства в
Презентация,
Устное
игровой тренинг тестирование
Презентация,
Устный опрос
беседа
них
13. Общение в блогах
Презентация,
беседа
14. Правовые нормы
блогерства в РФ
Презентация,
Устный опрос
беседа
Порядок основных элементов сценария (27 часов)
15. Входящий контроль.
Информационно-
Игровой
Устный опрос
тренинг
коммуникационные
технологии как
социальный институт
16. Обработка новых слов
Презентация,
Устный опрос
беседа
17. Анализ текстов, взятых для Презентация
тренировки дикции, голоса
18. Знакомство с
видеоканалом на Youtube
Самостоятельная
работа
Презентация,
беседа
платформе «Шарыповский
район - территория
10
детства»
19. Распределение
обязанностей для съемок.
Игровой
Устный опрос
тренинг
Составление сценария.
20. Определение участников
Игровой
на роли. Составление
тренинг
Устный опрос
графика съемок
21. Методы управленческого
влияния на аудиторию
22. Порядок основных
элементов сценария
23. Виды речевой
деятельности
24. Текст как способ передачи
информации. Интервью
25. Диалог. Компоненты
диалога
26. Порядок применения
Презентация,
беседа
Презентация,
Устное
беседа
тестирование
Игровой
Устный опрос
Тренинг
Игровой
Устный опрос
Тренинг
Игровой
Самостоятельная
Тренинг
работа
Презентация
Контрольное
инструментов диалога
27. Диалог. Правила ведения
упражнение
Презентация
диалога
28. Быть зрителем
Игровой
Тренинг
29. Снятие мышечных
Игровой
30. Дикция. Артикуляционная
гимнастика
Контрольное
упражнение
ответственно
зажимов
Устный опрос
Устный опрос
Тренинг
Игровой
Артикуляционная
Тренинг
гимнастика
11
31. Работа над текстом.
Презентация
Устный опрос
Правила логического
чтения
32. Решение конфликтов,
границы открытости
33. Стрессоустойчивость при
работе в сети
34. Специфика различных
Игровой
Тренинг
Презентация
Устный опрос
социальных сетей
Тематическое планирование 2 года обучения
35. Правовые основы работы в
сети
Презентация,
Устное
игровой тренинг тестирование
36. Методы сбора информации Презентация
Устный опрос
37. Строение сюжета.
Устное
Телесценарий. Функции
38. Свойства и требования к
Презентация,
игровой тренинг тестирование
Презентация
сюжету. Сценарный план
39. Разработка телесценария к
работа
Презентация
блоку новостей
40. Развертка ролика
Самостоятельная
Самостоятельная
работа
Обучающая
Практическая
игра
работа
41. Репетиция записи сценария Игровой
тренинг
Съемка ролика (29 часов)
42. Возможности смартфона
для создания видео
Обучающая
Самостоятельная
игра
работа
12
43. «Знакомство» с камерой.
Презентация
Устный опрос
Презентация
Устный опрос
Презентация
Устный опрос
Презентация
Устный опрос
Обучающая
Самостоятельная
игра
работа
Презентация
Самостоятельная
Ракурс. Картинка
44. «Знакомство» с камерой.
Фоновое решение. Сюжет
45. Программы монтажа
(знакомство с
программами)
46. Программы монтажа
(учимся подбирать
программу)
47. Программы монтажа
(практическое занятие)
48. Звук как эффект
работа
49. Концепция видеоролика
Игровой
Тренинг
50. Определяем свой формат
Игровой
Контрольное
Тренинг
упражнение
Презентация
Устный опрос
52. Оформление ролика
Лекция
Устный опрос
53. Подготовка к съемке
Презентация
Контрольное
YouTube канала
51. Освещение при съемке
видеоролика
видеоролика
54. Подбор аудио
сопровождения
упражнение
Обучающая
Устный опрос
игра
видеоролика
55. Подбор спецэффектов для
Лекция
Устный опрос
13
ролика
56. Подготовка материала для
Презентация
видеоролика
Анализ
творческих
работ
57. Вставка спецэффектов при
видеомонтаже
58. Изучение инструкции
видеомонтажа
59. Использование
Игровой
Контрольное
Тренинг
упражнение
Игровой
Устный опрос
Тренинг
Презентация
Устный опрос
Игровой
Устный опрос
дополнительных
возможностей при монтаже
60. Работа с микрофоном
перед камерой
61. Поведенческий аспект
Тренинг
Игровой
Устный опрос
Тренинг
62. Итоговая оценка ролика
Лекция
Анализ работ
63. Классификация видео и
Презентация
Устное
тестирование
аудиоматериала
64. Монтаж голоса и звука с
использованием эффектов
65. Монтаж видеоматериала с
Обучающая
Контрольное
игра
упражнение
Презентация
Практическая
записью звука
работа
66. Финишный монтаж ролика
Презентация
67. Деловая игра «Моя
Игра
Зачет
программа»
68. Подготовка и адаптация
Презентация
баннера YouTube канала
14
Устный опрос
69. Публикация готового
Презентация
видеоролика на YouTube
70. Итоговое занятие. Анализ
Беседа
Анализ
видео и звуковых эффектов
творческих
работ
Содержание программы
1. Вводные занятия. «Инструктаж по ТБ». Определение целей, планов и
результатов занятий. Обсуждение плана.
2. Основы блогерства.
Теория: программы монтажа. Подготовка к съемке видеоролика.
Практика: монтаж видеоматериала с записью звука.
3. Порядок основных элементов сценария.
Теория: изучение информационных технологий.
Практика: проработка основных элементов сценария. Развертка ролика.
Написание сценария видеоролика.
Практика: исследование и написание развертки ролика.
4. Съемка ролика.
Подготовка материала для видеоролика.
Практика: подготовка материала для видеоролика. Монтаж видеоматериала.
5. Итоговое занятие. Итоговый контроль.
Презентация видеороликов. Обсуждение.
Практика: Анализ видео и звуковых эффектов
15
1.3.3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
По окончании курса каждому обучающемуся необходимо:
1. Снять видеоролик.
2. Сделать монтаж видеоролика.
3. Презентовать готовый видеоролик.
4. Разместить видеоролик на школьном канале на платформе Telegram.
К концу обучения по программе «Юный блогер» обучающиеся достигнут
необходимого уровня компетенций, который включает в себя:
Личностные:
− способность, умело применять полученные знания в собственной
творческой деятельности; способность высказывать свое мнение о
творческой работе;
− умение обсуждать коллективные результаты творческой деятельности;
− начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире.
Метапредметные:
− умение творчески мыслить, самостоятельно находить решения
поставленных задач, не копировать чужие элементы работы, избегать
шаблонности мышления;
− формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
− умение организовать самостоятельную деятельность, выбирать средства для
реализации творческого замысла;
− осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
− готовность слушать собеседника и вести диалог;
− готовность признавать возможность существования различных точек зрения
и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою
точку зрения и оценку событий;
− умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности.
Предметные:
− знать кратко историю развития информационных технологий.
Знать форматы блогов, принципы написания выходов и записи
видеороликов, современные источники информации (Интернет);
− владеть способами развития речи, упражнениями для развития речи;
знать ведущих блогов и онлайн эфиров, историю развития информационных
технологий;
− знать способы и методы написания сценарного плана;
− владеть навыками саморегуляции, самоконтроля;
− владеть навыками согласованных действий в группе;
16
− знать и уметь работать в современных программных комплексах;
иметь развитую фантазию и воображение.
РАЗДЕЛ №2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
Время и место проведения занятий - в соответствии с расписанием,
утвержденным приказом директора БМАОУ СОШ №45.
2.1.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации программы необходим хорошо освещенный учебный кабинет
(актовый зал), рассчитанный на группу со звуковой и видео аппаратурой,
микрофонами, стульями, столами, наглядными пособиями.
Техническое оснащение занятий включает всю материально- техническую базу,
необходимую для реализации образовательной программы.
Необходимое оборудование: радиомикрофон, компьютер, ноутбук со
специальными программами по работе с видео и звуком.
Информационное обеспечение: интернет-ресурсы, видео материал.
2.2. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Количество педагогов, ведущих занятие: 1.
Требования к компетенции педагога:
•
педагогическое образование (курсовая переподготовка);
•
владение знаниями по основам психологии детей и подростков;
•
владение основами знаний по работе с детьми особых категорий (одаренные
и мотивированные дети, дети с ОВЗ);
•
владение знаниями по ТБ и ПБ.
17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
нормативные документы
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об
2.3.
образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998
№ 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. №
организациями,
816 «Об утверждении Порядка применения
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
№ 629 "Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам»;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей»
10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. №
09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
18
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. №
ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
общеобразовательных
программ,
адаптированных
дополнительных
способствующих
социально-
психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей- инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
12. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
13. Приказ от 26.06.2019
рекомендаций
№
70-Д "Об утверждении методических
"Правила
персонифицированного
финансирования
дополнительного образования детей в Свердловской области";
14. Положение
о
структуре,
порядке
разработки
и
утверждении
общеразвивающих программ в МАУ ДО ДДТ Октябрьского района;
15. Устав МАУ ДО ДДТ Октябрьского района;
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации. – М.: Юридическая литература, 1993. –
64с.
2. Закон
РФ
«Об образовании
в
Российской Федерации (№
273
от 29.12.2012), 2012. – 140с.
3. ДэнО`Дэй.Основызвукорежиссуры/ДэнО`Дэй.-М.:Интерньюс,2014.
– 200 с.
4. Кондраков Н.П. Технология звукозаписи и звукорежиссура / Н.П. Кондраков. М.: ИНФРА, 2017. – 65с
19
5. Венгер, Л.А., Мухина В.С. Психология. [Текст] - М., 2016. - 483с.
6. Клюева, Н.В., Касаткина, Ю.В. Учим детей общению. Характер,
коммуникабельность. [Текст] - Ярославль: Академия развития, 2011. - 240с.
7. Неменова, Т. Развитие творческого проявления детей в процессе театральных
игр // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 1. -С.19.
8. Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика. - М.: Педагогика, 2008. 28с.
9. Прохорова, Л.Н. Путешествие по Фанталии: Практические материалы по
развитию творческой активности дошкольников. - СПб.: Детство-пресс,2009.
- 160с.
Литература для учащихся и родителей
1. КазловН.И.
Как относиться к себе и людям / Н.И. Козлов. - М.: АСТ-
ПРЕСС, 2016. – 34с.
2. Петрановская Л.В. Тайная опора / Дело, 2015. – 98с.
3. Фопель, К. Игры для детских вечеринок [Текст]/ К. Фопель.-М.: Генезис,
2008.-160 с.
4. Рогов, Е.И. Психология человека. - М.: Азбука психологии, 2009. – 320с.
20