Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №45»
РАССМОТРЕНА
Педагогический Совет
БМАОУ СОШ №45
Протокол № _____
от «___» _________ 2025г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор
БМАОУ СОШ №45
Нохрина Л.В._____
Приказ № ______
от «___» ___ 2025г.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
Основы рисунка
для детей 7 - 9 лет,
срок реализации - 1 год
2025 г.
Оглавление
Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы ............................... 3
1.1. Пояснительная записка ................................................................................ 3
1.2. Цель и задачи программы ............................................................................ 8
1.3. Содержание общеразвивающей программы .............................................. 9
1.3.1. Учебный план .......................................................................................... 9
1.3.2. Содержание учебного плана ................................................................ 10
1.3.3. Планируемые результаты ..................................................................... 11
Раздел №2. Комплекс организационно-педагогических условий ...................... 13
2.1. Материально-техническое обеспечение ................................................... 13
2.2. Кадровое обеспечение ................................................................................ 14
2.3. Методические материалы .......................................................................... 14
2
РАЗДЕЛ № 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее
ДООП «Основы рисунка») художественной направленности разработана в
соответствии с основополагающими документами:
1.
Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
4.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
6.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»
7.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №
629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
9.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
3
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»
10.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)»;
11.
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. №
направлении
методических
рекомендациями
по
рекомендаций»
реализации
(вместе
ВК-641/09 «О
с
адаптированных
«Методическими
дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
12.
Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
13.
Приказ от 26.06.2019 № 70-Д "Об утверждении методических рекомендаций
"Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования
детей в Свердловской области";
14.
Устав БМАОУ СОШ №45;
15.
Положение об организации и осуществлении образовательной деятельности
по дополнительным общеразвивающим программам БМАОУ СОШ №45;
16.
Положение о порядке обработки персональных данных обучающихся
БМАОУ СОШ №45
17.
Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля по
дополнительным общеразвивающим программам БМАОУ СОШ №45
18.
Порядок
применения
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ БМАОУ
СОШ №45
4
19.
Положение об организации и осуществлении образовательной деятельности
по сетевой форме реализации образовательных программ БМАОУ СОШ №45
20.
Календарный учебный график дополнительного образования БМАОУ СОШ
№45
21.
Рабочая программа воспитания БМАОУ СОШ №45
Актуальность программы
В современном мире возникает необходимость в новых подходах к
преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи
творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического,
творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит
изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего
мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественноэстетического
вкуса,
трудовой
и
творческой
активности,
воспитывает
целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность
творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через
искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием
нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием
материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний
создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность,
способная применять свои знания и умения в различных ситуациях
Новизна
программы
заключается
в
интеграции
разных
видов
изобразительного искусства и художественной деятельности детей, это
обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественноэстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными возможностями.
Программа состоит из двух модулей: «Живопись», «Декоративное
рисование».
5
Направленность
Направленность программы: художественная
Адресат программы
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
предусматривает обучение детей с 7 до 9 лет.
Группы комплектуются по возрастному признаку без предварительного
тестирования и какого-либо отбора, с учетом возрастных, индивидуальнопсихологических и физиологических особенностей обучающихся.
Срок реализации ДООП - 1 год.
Уровень освоения программы - базовый.
Наполняемость группы - от 10 до 15 человек.
Группа комплектуются из детей, проявляющих заинтересованность в
занятиях предметом. Педагог учитывает особенности каждого обучающегося и
обеспечивает индивидуальный подход к нему. При наличии в группе ребенка
особых категорий (дети с ограниченными возможностями здоровья, одаренные
дети), основная программа адаптируется под возможности этого ребенка.
Режим занятий:
-
количество занятий в неделю: 2
-
продолжительность каждого занятия: 1 академический час;
-
продолжительность одного академического часа: 40 минут;
Общий объем часов по программе: 72.
Формы обучения: очная.
Основной формой организации процесса обучения являются групповые
занятия.
Виды занятий: теоретические, практические.
1.2.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Целью данной программы является формирование у детей базовых знаний,
умений и навыков художественно - изобразительной деятельности, основанных на
6
преимущественном изучении таких видов изобразительного искусства, как
живопись, рисунок, графика, декоративно-прикладное искусство. Воспитание у
детей творческого подхода к преобразованию окружающего мира, а также
активности и самостоятельности мышления.
Задачи:
Воспитательные:
- формировать у обучающихся устойчивый интерес к искусству и занятиям
художественным творчеством;
-
воспитывать
терпение,
волю,
усидчивость,
трудолюбие,
целеустремленность;
-
формировать навыки коллективной работы.
Развивающие:
-
развивать творческую инициативу и самостоятельность;
-
развивать мелкую моторику рук и координацию движений;
-
развивать цветоощущение, образное мышление, фантазию, творческое
воображение;
-
закреплять приобретенные умения и навыки художественно-творческой
деятельности и показывать детям широту их возможного применения.
Обучающие:
-
научить основам изобразительной грамоты;
-
научить рисовать различными материалами;
-
познакомить с различными художественными техниками изобразительной
деятельности;
-
познакомить с различными жанрами искусства.
7
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1.3.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
п/
п
1.
2.
Модуль
Третий год обучения
Всего
Теория
Практика
Живопись
60
5
55
Декоративное
рисование
Итого учебных
часов
12
2
10
72
7
65
Формы аттестации (контроля)
Беседа,
педагогическое
наблюдение,
промежуточный
контроль, итоговое задание
1.3.2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
№
Название темы
Количество часов
всего
теория
практика
1. 1Предметное рисование
9
-
9
2. 2Сюжетное рисование
8
-
8
3. 3Рисование по замыслу
5
-
5
4. 4Портрет
5
1
4
5. 5Пейзаж
6
1
5
6. 6Промежуточная аттестация
1
-
1
7. 8Пейзаж
1
8. 9Архитектура
4
1
3
Натюрморт
9
1
8
10. Батальный жанр
3
1
2
11. Сказочно-былинный жанр
5
1
4
итого 56
5
51
10
1
9
5
1
4
1
-
1
2
14
1 модуль. «Живопись»
9.
1
2 модуль. «Декоративное рисование»
1. 1Декоративное рисование
0
2. 1Нетрадиционное рисование
1
3. Промежуточная аттестация
итого 16
8
Всего 72
7
65
1 модуль. «Живопись»
1. Предметное рисование.
Практика. Отработка техник рисования. Изображение отдельно взятого
предмета по представлению и с натуры. Выполнение творческих работ по темам:
времена года, животные, игрушки, сказочные герои.
2.
Сюжетное рисование.
Практика. Отработка техник рисования.
Изображение нескольких
предметов, объединенных единым содержанием. Выполнение творческих работ
по темам: времена года, животные, игрушки, сказочные герои.
3. Рисование по замыслу
Теория. Знакомство с основами композиции, с основами цветоведения.
Практика. Отработка техник рисования. Изображение детьми нескольких
предметов самостоятельно выбирая цвет, количество элементов деталей и т.п.
Выполнение творческих работ по темам: времена года, животные, игрушки,
сказочные герои.
4. Портрет
Теория. Знакомство с портретом. Рассматривание репродукций картин в
жанре портрета. Дидактические игры на закрепление знаний о портрете.
Практика. Отработка техник рисования. Изображение портрета человека.
Выполнение творческих работ.
5. Пейзаж
Теория. Знакомство с пейзажем. Беседа о живописи. Рассматривание
репродукций
картин
художников-пейзажистов.
Дидактические
игры
на
закрепление знаний о пейзаже.
Практика.
Отработка
техник
рисования.
Изображение
пейзажа.
Выполнение творческих работ по темам: времена года, космические просторы.
6. Натюрморт
Теория. Знакомство с натюрмортом. Рассматривание репродукций картин в
жанре натюрморта. Дидактические игры на закрепление знаний о натюрморте.
9
Практика. Отработка техник рисования. Изображение фруктов. Выполнение
творческих работ по темам: «Спелые яблоки», «Цветы», «Зимний натюрморт».
7. Промежуточная аттестация. Опрос, беседа, педагогическое наблюдение,
выполнение творческой работы, просмотр творческих работ.
2 модуль. «Декоративное рисование»
1. Декоративное рисование
Теория: Знакомство с основными видами декоративно-прикладного
искусства, с народными промыслами.
Практика: Отработка техник рисования. Рисование узоров и других
украшений. Выполнение творческих работ по темам: «Панно», «Витраж»,
«Женские украшения», «Народная кукла», «Матрешка».
2. Нетрадиционное рисование
Теория:
Беседа
о
нетрадиционных
техниках
рисования:
набрызг,
кляксография, тычок, примакивание.
Практика.: Отработка техник рисования. Выполнение творческих работ по
темам: «Волшебная радуга», «Цветы», «Красивая полянка».
3. Промежуточная аттестация. Опрос, беседа, педагогическое наблюдение,
выполнение творческой работы, просмотр творческих работ.
2.3.2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные
-
стремление к самосовершенствованию и саморазвитию;
- воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю
России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- формирование мотивации к творческому труду, работы на результат,
бережного отношения к материальным и духовным ценностям;
- формирование эстетического вкуса;
- умение передавать в работе настроение и собственное отношение к
изображаемому объекту;
10
Метапредметные
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
- умение
соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий
и
требований,
корректировать
свои
действия
в
соответствии
с
изменяющейся ситуацией;
Предметные
- умение самостоятельно организовывать рабочее место;
- знакомство с различными видами и жанрами изобразительного искусства;
- развитие творческих способностей, мелкой моторики;
-
знание основы цветоведения, умение работы с цветом;
- знание различных способов нетрадиционного рисования, умение применять
их на практике;
- формирование
навыков
работы
с
различными
художественными
материалами;
- овладение общими приемами рисования;
- понимание и применение на практике базовых основ рисунка, живописи и
композиции.
РАЗДЕЛ №2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
Время и место проведения занятий - в соответствии с расписанием,
утвержденным приказом директора БМАОУ СОШ №45.
2.1.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
11
Обеспечивается образовательной организацией:
Помещение для обучения:
№
Оборудование
Количество /шт.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Обеспечивается родителями:
№
Материалы (оборудование)
Количество /шт. (на
учащегося)
1.
2.
3.
4.
2.2. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Количество педагогов, ведущих занятие: 1.
Требования к компетенции педагога:
•
педагогическое образование (курсовая переподготовка);
•
владение знаниями по основам психологии детей и подростков;
•
владение основами знаний по работе с детьми особых категорий (одаренные
и мотивированные дети, дети с ОВЗ);
•
владение знаниями по ТБ и ПБ.
12
2.3.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Общая характеристика педагогического процесса
№
п/п
Название раздела,
темы
Материальнотехническое оснащение,
дидактикометодический
материал
Формы, методы,
приемы обучения.
Педагогические
технологии
Формы учебного
занятия
Методами обучения Беседы с
по данной программе игровыми
Конструктор
элементами,
механических деталей, являются:
Введение в механику.
по
источнику практические
презентации и учебные Конструирование.
изложения учебного занятия
фильмы по теме,
Механические
инструкции по сборке, материала словесные, индивидуально и
передачи
наглядные,
в группах
тетрадь в клетку для
записей, канцелярские практические.
по характеру
принадлежности
учебнопознавательной Теоретические и
2.
деятельности:
практические
Базовый
объяснительно
занятия
робототехнический
иллюстративные.
индивидуально и
набор, презентации и
Фронтальное
в группах
Введение в
учебные фильмы по
объяснение
темы
робототехнику.
теме, инструкции по
Робототехнический сборке, тетрадь в клетку занятия педагогом;
показ
конструктор
для записей,
последовательности
канцелярские
принадлежности, работы выполнения работы;
обсуждение
работ
учащихся из фондов,
модели роботов
3.
обучающихся в ходе их Теоретические и
Базовый и ресурсный
выполнения; практические
робототехнические
наборы, презентации и итоговый просмотр. На занятия
Электронные
занятиях используются индивидуально и
учебные фильмы по
устройства.
следующие технологии: в группах
теме, инструкции по
Контроллер,
сборке, тетрадь в клетку - здоровьесберегающие;
двигатель
- развития критического
для записей,
мышления;
канцелярские
- педагогика
принадлежности
сотрудничества.
4.
Робототехнические
Теоретические и
наборы,
практические
компьютеры/ноутбуки,
занятия
презентации и учебные
индивидуально и
Программирование фильмы по теме,
в группах
робота
инструкции по
программированию,
тетрадь в клетку для
записей, канцелярские
принадлежности
1.
13
5.
Датчики робота
6.
Основы проектной
деятельности
Робототехнические
наборы,
компьютеры/ноутбуки,
презентации и учебные
фильмы по теме,
инструкции по
программированию,
тетрадь в клетку для
записей, канцелярские
принадлежности
Робототехнические
наборы,
компьютеры/ноутбуки,
тетрадь в клетку для
записей, канцелярские
принадлежности
14
Теоретические и
практические
занятия
индивидуально и
в группах
Определение уровня
сформированности
знаний, умений и
навыков.
участие в
конкурсах,
соревнованиях,
сетевых
проектах;
выставки
технического
творчества
Обеспечение методическими видами продукции
Учебные пособия
1. Павлов Д.И. Робототехника (в 4 частях). 2-4 классы. Учебник / Д.И.
Павлов, М.Ю. Ревякин ; под ред. Л.Л. Босовой. - М. : Просвещение, 2021.
2. Копосов Д.Г. Технология. Робототехника. 5-6 классы. Учебник / Д.Г.
Копосов. - Москва : Просвещение, 2021.
3. Копосов Д.Г. Технология. Робототехника на платформе Arduino. Учебник /
Д.Г. Копосов. - Москва : Просвещение, 2022.
Методические материалы
1.
Учебно-методические пособия для учителя от разработчиков конструктора
2.
Перечень заданий для индивидуального выполнения
3.
Электронные презентации по темам курса
4.
Список тем проектно-исследовательской работы
5.
Глоссарий понятий
Дидактические материалы
1.
Презентации и учебные фильмы (по темам)
2.
Настольные дидактические пособия по количеству воспитанников
3.
Инструкции по сборке и подключению роботов к ПК
4.
Различные наборы - конструкторы
5.
Игрушки для обыгрывания
6.
Технологические, креативные карты, схемы, образцы, чертежи
7.
Картотека игр
8.
Предметы, модели роботов
9.
Работы учащихся из фондов
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
нормативные документы
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об
2.4.
образовании в Российской Федерации»;
15
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998
№ 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. №
организациями,
816 «Об утверждении Порядка применения
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
№ 629 "Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам»;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей»
10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. №
09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. №
16
ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
общеобразовательных
адаптированных
программ,
дополнительных
способствующих
социально-
психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей- инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
12. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
13. Приказ от 26.06.2019
рекомендаций
№
70-Д "Об утверждении методических
"Правила
персонифицированного
финансирования
дополнительного образования детей в Свердловской области";
14. Положение
о
структуре,
порядке
разработки
и
утверждении
общеразвивающих программ в МАУ ДО ДДТ Октябрьского района;
15. Устав МАУ ДО ДДТ Октябрьского района;
литература
16. Косаченко С.В. Программирование учебного робота mBot. - Томск, 2019. - 90
с.
17. Филиппов С.А. Уроки робототехники: Конструкция. Движение. Управление /
С.А. Филиппов; сост. А.Я. Щелкунова. - М. : Лаборатория знаний, 2022.
18. Бельков Д.М. Задания турнира по робототехнике "Автошкола" / Д.М. Бельков,
М.Е. Козловских, И.Н. Слинкина // Информатика в школе. - 2019. - № 8. - С.
25-35.
19. Бешенков
С.А.
обучающихся
Методика
V-IX
классов
организации
с
внеурочной
использованием
деятельности
робототехнического
оборудования и сред программирования / С.А. Бешенков, М.И. Шутикова,
В.И. Филиппов // Информатика в школе. - 2019. - № 7. - С. 17-22.
20. Бешенков С.А. На пути к конвергенции общеобразовательных курсов
информатики и технологии / С.А. Бешенков [и др.] // Информатика и
17
образование. ИНФО. - 2016. - № 6. - С. 32-35.
21. Бешенков С.А. Использование визуального программирования и виртуальной
среды при изучении элементов робототехники на уроках технологии и
информатики / С.А. Бешенков, М.И. Шутикова, В.Б. Лабутин // Информатика
и образование. ИНФО. - 2018. - № 5. - С. 20-22.
22. Юрьевич Е.И. Основы робототехники. - BHV, 2020 г. - 302с.
23. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. - СПб. : Наука, 2013. 319 с.
для обучающихся
24. Винницкий, Ю. А. Scratch и Arduino для юных программистов и
конструкторов/ Ю. А. Винницкий, А. Т. Григорьев. — СПб. : БХВ- Петербург,
2018. — 176 с.
25. Григорьев, А. Т. Игровая робототехника для юных программистов и
конструкторов: mBot и mBlock/А. Т. Григорьев, Ю. А. Винницкий. — СПб. :
БХВ-Петербург, 2019. — 240 с.
26. Филиппов С.А. Уроки робототехники: Конструкция. Движение. Управление /
С.А. Филиппов; сост. А.Я. Щелкунова. - М.: Лаборатория знаний, 2022.
27. Григорьев А.Т. Робототехника в школе и дома. Книга проектов / А. Т.
Григорьев, Ю.А. Винницкий. - СПб. : БХВ-Петербург, 2022.
28. Галатонова Т. Стань инженером. - КТК Галактика, 2019 г.
29. Ревич. Ю. Электроника шаг за шагом. Практикум. - ДМК-пресс, 2021 г.
интернет-источники
30. Робот Makeblock mBot / [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://makeblock.ru/mbot.html
31. Справочный центр Makeblock / [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://support.makeblock.com/hc/en-us/sections/360001828973-mBot
32. mBot в mBlock - подключение и загрузка / [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://yandex.ru/video/preview/3667330809962499851
18