Положение о классном руководстве БМАОУ СОШ №45

Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №45»

Принято
Педагогическим советом
БМАОУ СОШ №45
Протокол от 28.08.2025 № 1

Утверждаю
Директор БМАОУ СОШ №45
__________________ Л.В. Нохрина
Приказ от 29.08.2025 г. № 103

Положение о классном руководстве
в Березовском муниципальном автономном общеобразовательном
учреждении
«Средняя общеобразовательная школа №45

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о классном руководстве (далее – Положение)
регламентирует работу классного руководителя Березовского муниципального
автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная
школа №45 (далее – БМАОУ СОШ №45).
1.2. Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», другим
законодательством в сфере образования и локальными нормативными
актами БМАОУ СОШ №45.
1.3. Классными руководителями являются педагогические работники БМАОУ
СОШ №45, которым предоставляются права, социальные гарантии и меры
социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» и другим законодательством в сфере
образования.
1.4. Классное руководство поручается педагогическому работнику с его
согласия руководителем БМАОУ СОШ №45, исходя из интересов БМАОУ СОШ
№45 и её обучающихся с учетом педагогического опыта, мастерства,
индивидуальных особенностей работника.
1.5. Классное руководство устанавливается с целью регулирования состава и
содержания действий, выполняемых при его осуществлении как конкретного вида
дополнительной педагогической деятельности, которую педагогический работник
принимает на себя добровольно на условиях дополнительной оплаты и надлежащего
юридического оформления.
1.6. Свою деятельность классный руководитель осуществляет в тесном
контакте с администрацией БМАОУ СОШ №45, органами ученического
самоуправления, родителями (законными представителями), другими педагогами
БМАОУ СОШ №45.
2. Цели, задачи, принципы и условия деятельности классного руководителя
2.1. Цели, задачи и принципы деятельности классного руководителя
определяются базовыми целями и принципами воспитания, социализации и
развития личности обучающихся, изложенными в Федеральном законе от 29.12.2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и указе Президента РФ от
09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по
сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных
ценностей».
2.2. Цель работы классного руководителя: формирование и развитие личности
в соответствии с социокультурными, традиционными российскими духовнонравственными ценностями и принятыми в российском обществе правилами и
нормами поведения.
2.3. Принципы организации работы классного руководителя при решении
социально-значимых задач и содержания воспитания и успешной социализации
обучающихся:

•
опора на духовно-нравственные ценности народов Российской
Федерации, исторические и национально-культурные традиции;
•
организация
социально
открытого
пространства
духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России;
•
нравственный пример педагогического работника;
•
интегративность программ духовно-нравственного воспитания;
•
социальная востребованность воспитания;
•
поддержка единства, целостности, преемственности и непрерывности
воспитания;
•
признание определяющей роли семьи ребенка и соблюдение прав
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
•
обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого
ребенка, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования;
•
кооперация и сотрудничество субъектов системы воспитания (семьи,
общества, государства, образовательных и научных организаций).
2.4. Задачи деятельности классного руководителя:
•
создание благоприятных психолого-педагогических условий в классе
путем гуманизации межличностных отношений, формирования навыков общения
обучающихся, детско-взрослого общения, основанного на принципах взаимного
уважения и взаимопомощи, ответственности, коллективизма и социальной
солидарности, недопустимости любых форм и видов травли, насилия, проявления
жестокости;
•
формирование у обучающихся высокого уровня духовнонравственного развития, основанного на принятии общечеловеческих и
российских традиционных духовных ценностей и практической готовности им
следовать;
•
формирование внутренней позиции личности обучающегося по
отношению к негативным явлениям окружающей социальной действительности, в
частности по отношению к кибербуллингу, деструктивным сетевым сообществам,
употреблению различных веществ, способных нанести вред здоровью человека,
культу насилия, жестокости и агрессии, обесцениванию жизни человека и др.;
•
формирование у обучающихся активной гражданской позиции,
чувства ответственности за свою страну, причастности к историко-культурной
общности российского народа и судьбе России, включая неприятие попыток
пересмотра исторических фактов, в частности событий и итогов Второй мировой
войны;
•
формирование способности обучающихся реализовывать свой
потенциал в условиях современного общества за счет активной жизненной и
социальной позиции, использования возможностей волонтерского движения,
детских общественных движений, творческих и научных сообществ.
2.5. Условия успешного решения классным руководителем обозначенных
задач:
•
выбор эффективных педагогических форм и методов достижения
результатов духовно-нравственного воспитания и развития личности
обучающихся на основе опыта и традиций отечественной педагогики, активного

освоения успешных современных воспитательных практик, непрерывного
развития педагогической компетентности;
•
реализация процессов духовно-нравственного воспитания и
социализации
обучающихся
с использованием
ресурсов социальнопедагогического партнерства;
•
взаимодействие с родителями (законными представителями)
несовершеннолетних
обучающихся,
повышение
их
педагогической
компетентности, в том числе в вопросах информационной безопасности детей,
методах ограничения доступности интернет-ресурсов, содержащих информацию,
причиняющую вред здоровью и развитию детей, поддержка семейного воспитания
и семейных ценностей, содействие формированию ответственного и
заинтересованного отношения семьи к воспитанию детей;
•
обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов каждого
ребенка в области образования посредством взаимодействия с членами
педагогического коллектива БМАОУ СОШ №45, органами социальной защиты,
охраны правопорядка и т. д.;
•
участие в организации комплексной поддержки детей, находящихся в
трудной жизненной ситуации.
2.6. В деятельности классного руководителя выделяются инвариантная и
вариативная части. Инвариантная часть соответствует ядру содержания
деятельности по классному руководству и охватывает минимально необходимый
состав действий по решению базовых – традиционных и актуальных – задач
воспитания и социализации обучающихся. Вариативная часть деятельности по
классному руководству формируется в зависимости от контекстных условий
БМАОУ СОШ №45.
2.7.1. Инвариантная часть содержит следующие блоки:
2.7.1.1. Личностно-ориентированная деятельность по воспитанию и
социализации обучающихся в классе, включая:
•
содействие повышению дисциплинированности и академической
успешности каждого обучающегося, в том числе путем осуществления контроля
посещаемости и успеваемости;
•
обеспечение включенности всех обучающихся в мероприятия по
приоритетным направлениям деятельности по воспитанию и социализации;
•
содействие успешной социализации обучающихся путем организации
мероприятий и видов деятельности, обеспечивающих формирование у них опыта
социально и личностно значимой деятельности, в том числе с использованием
возможностей волонтерского движения, детских общественных движений,
творческих и научных сообществ;
•
осуществление индивидуальной поддержки каждого обучающегося
класса на основе изучения его психофизиологических особенностей, социальнобытовых условий жизни и семейного воспитания, социокультурной ситуации
развития ребенка в семье;
•
выявление и поддержку обучающихся, оказавшихся в сложной
жизненной ситуации, оказание помощи в выработке моделей поведения в

различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и
конфликтных;
•
выявление
и
педагогическую
поддержку
обучающихся,
нуждающихся в психологической помощи;
•
профилактику наркотической и алкогольной зависимости,
табакокурения, употребления вредных для здоровья веществ;
•
формирование навыков информационной безопасности;
•
содействие формированию у детей с устойчиво низкими
образовательными результатами мотивации к обучению, развитию у них
познавательных интересов;
•
поддержку талантливых обучающихся, в том числе содействие
развитию их способностей;
•
обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов
обучающихся, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования.
2.7.1.2. Деятельность по воспитанию и социализации обучающихся,
осуществляемая с классом как социальной группой, включая:
•
изучение и анализ характеристик класса как малой социальной
группы;
•
регулирование и гуманизацию межличностных отношений в классе,
формирование благоприятного психологического климата, толерантности и
навыков общения в полиэтнической, поликультурной среде;
•
формирование ценностно-ориентационного единства в классе по
отношению к национальным, общечеловеческим, семейным ценностям, здоровому
образу жизни, активной гражданской позиции, патриотизму, чувству
ответственности за будущее страны, признанию ценности достижений и
самореализации в учебной, спортивной, исследовательской, творческой и иной
деятельности;
•
организацию и поддержку всех форм и видов конструктивного
взаимодействия обучающихся, в том числе их включенности в волонтерскую
деятельность и в реализацию социальных и образовательных проектов;
•
выявление и своевременную коррекцию деструктивных отношений,
создающих угрозу физическому и психическому здоровью обучающихся;
•
профилактику девиантного и асоциального поведения обучающихся,
в том числе всех форм проявления жестокости, насилия, травли в детском
коллективе.
2.7.1.3. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с
родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся,
включая:
•
привлечение родителей (законных представителей) к сотрудничеству
в интересах обучающихся в целях формирования единых подходов к воспитанию
и создания наиболее благоприятных условий для развития личности каждого
ребенка;
•
регулярное информирование родителей (законных представителей)
об особенностях осуществления образовательного процесса в течение учебного

года, основных содержательных и организационных изменениях, о внеурочных
мероприятиях и событиях жизни класса;
•
координацию взаимосвязей между родителями (законными
представителями) несовершеннолетних обучающихся и другими участниками
образовательных отношений;
•
содействие повышению педагогической компетентности родителей
(законных представителей) путем организации целевых мероприятий, оказания
консультативной помощи по вопросам обучения и воспитания, личностного
развития детей.
2.7.1.4. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с
педагогическим коллективом, включая:
•
взаимодействие с членами педагогического коллектива с целью
разработки единых педагогических требований, целей, задач и подходов к
обучению и воспитанию;
•
взаимодействие с администрацией БМАОУ СОШ №45 и учителями
учебных предметов по вопросам контроля и повышения результативности учебной
деятельности обучающихся и класса в целом;
•
взаимодействие с педагогом-психологом, социальным педагогом и
педагогами дополнительного образования по вопросам изучения личностных
особенностей обучающихся, их адаптации и интеграции в коллективе класса,
построения и коррекции индивидуальных траекторий личностного развития;
•
взаимодействие с учителями учебных предметов и педагогами
дополнительного образования по вопросам включения обучающихся в различные
формы деятельности: интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую,
общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную,
игровую и др.;
•
взаимодействие
с
педагогом-организатором,
педагогомбиблиотекарем и педагогами дополнительного образования по вопросам
вовлечения обучающихся класса в систему внеурочной деятельности, организации
внешкольной работы, досуговых и каникулярных мероприятий;
•
взаимодействие с педагогическими работниками (социальным
педагогом, педагогом-психологом, тьютором и др.) и администрацией БМАОУ
СОШ №45 по вопросам профилактики девиантного и асоциального поведения
обучающихся;
•
взаимодействие с администрацией и педагогическими работниками
БМАОУ СОШ №45 (социальным педагогом, педагогом-психологом, тьютором и
др.) с целью организации комплексной поддержки обучающихся, находящихся в
трудной жизненной ситуации.
2.7.1.5. Участие в осуществлении воспитательной деятельности во
взаимодействии с социальными партнерами, включая:
•
участие в организации работы, способствующей профессиональному
самоопределению обучающихся;
•
участие в организации мероприятий по различным направлениям
воспитания и социализации обучающихся в рамках социально-педагогического

партнерства с привлечением организаций культуры, спорта, дополнительного
образования детей, научных и образовательных организаций;
•
участие в организации комплексной поддержки детей из групп риска,
находящихся в трудной жизненной ситуации, с привлечением работников
социальных служб, правоохранительных органов, организаций сферы
здравоохранения, дополнительного образования детей, культуры, спорта,
профессионального образования, бизнеса.
2.8. Вариативная часть отражает специфику БМАОУ СОШ №45 и включает в
себя:
2.8.1. Участие в мероприятиях, проводимых Общероссийской общественногосударственной детско-юношеской организацией «Российское движение
школьников» в соответствии с календарным планом воспитательной работы и
рабочей программой воспитания БМАОУ СОШ №45.
3. Обеспечение академических прав и свобод классного руководителя
3.1. Классный руководитель имеет право:
•
самостоятельно определять приоритетные направления, содержание,
формы работы и педагогические технологии для осуществления воспитательной
деятельности, выбирать и разрабатывать учебно-методические материалы на основе
ФГОС общего образования с учетом контекстных условий деятельности;
•
вносить на рассмотрение администрации БМАОУ СОШ №45,
педагогического совета, органов государственно-общественного управления
предложения, касающиеся совершенствования образовательного процесса, условий
воспитательной деятельности, как от своего имени, так и от имени обучающихся
класса, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
•
участвовать в разработке проектов локальных нормативных актов
БМАОУ СОШ №45 в части организации воспитательной деятельности в БМАОУ
СОШ №45 и осуществления контроля ее качества и эффективности;
•
самостоятельно планировать и организовывать участие обучающихся в
воспитательных мероприятиях;
•
использовать (по согласованию с администрацией) инфраструктуру
БМАОУ СОШ №45 при проведении мероприятий с классом;
•
получать своевременную методическую, материально-техническую и
иную помощь от руководства и органов государственно-общественного управления
БМАОУ СОШ №45 для реализации задач по классному руководству;
•
приглашать в БМАОУ СОШ №45 родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся для обсуждения вопросов,
связанных с осуществлением классного руководства;
•
давать обязательные распоряжения обучающимся своего класса при
подготовке и проведении воспитательных мероприятий;
•
посещать уроки и занятия, проводимые педагогическими работниками
(по согласованию), с целью корректировки их взаимодействия с отдельными
обучающимися и с коллективом обучающихся класса;

•
защищать собственную честь, достоинство и профессиональную
репутацию в случае несогласия с оценками деятельности со стороны администрации
БМАОУ СОШ №45, родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся, других педагогических работников;
•
повышать свою квалификацию в области педагогики и психологии,
теории и методики воспитания, организации деятельности, связанной с классным
руководством.

4. Обязанности классного руководителя
4.1. Классный руководитель ежедневно:
•
определяет отсутствующих на занятиях и опоздавших учащихся;
•
выясняет причины их отсутствия или опоздания, проводит
профилактическую работу по предупреждению опозданий и непосещаемости
учебных занятий;
•
организует и контролирует дежурство учащихся по БМАОУ СОШ
№45;
•
организует различные формы индивидуальной работы с учащимися, в
том числе в случае возникновения девиации в их поведении.
4.2. Классный руководитель еженедельно:
•
проводит час классного руководителя (классный час) в соответствии
с календарным планом воспитательной работы, рабочей программой воспитания и
рабочей программой курса, в рамках которого проходит классный
час, утвержденным расписанием;
•
организует работу с родителями (законными представителями)
обучающихся;
•
проводит работу с учителями-предметниками и педагогами
дополнительного образования, работающими в классе;
•
анализирует состояние успеваемости в классе в целом и по отдельным
обучающимся.
4.3. Классный руководитель ежемесячно:
•
получает консультации у психологической службы и отдельных
учителей;
•
организует работу классного актива.
4.4. Классный руководитель в течение триместра
•
оформляет и заполняет электронный журнал;
•
участвует в работе методического объединения классных
руководителей;
•
проводит анализ выполнения календарного плана воспитательной
работы за четверть, состояния успеваемости и уровня воспитанности учащихся;
•
проводит коррекцию своего плана воспитательной работы на новый
триместр;
•
проводит классное родительское собрание.
4.5. Классный руководитель ежегодно:

•
анализирует состояние воспитательной работы в классе и уровень
воспитанности учащихся в течение года;
•
составляет план воспитательной работы в классе.
4.6. Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в
триместр.
4.7. Классные руководители вносят посильный вклад в проведение
общешкольных мероприятий, отвечают за свою деятельность и свой класс в ходе
проведения мероприятий. Присутствие классного руководителя на общешкольных
мероприятиях обязательно.

5. Механизмы стимулирования классных руководителей
5.1. Материальное стимулирование выражается в форме ежемесячных выплат
и является обязательным условием возложения на педагогов с их письменного
согласия этого дополнительного вида деятельности.
5.2. Нематериальное стимулирование формируется по направлениям:
5.2.1. Организационное стимулирование, направленное на создание
благоприятных условий деятельности для осуществления классного руководства,
включая:
•
создание эффективных механизмов взаимодействия всех субъектов
воспитательной деятельности между собой и администрацией БМАОУ СОШ №45;
•
создание системы наставничества и организацию методического
объединения педагогических работников, осуществляющих классное руководство;
•
организацию рабочих мест для педагогических работников с учетом
дополнительных задач по классному руководству.
5.2.2. Социальное стимулирование, предполагающее привлечение к принятию
решений, участию в управлении коллективом, делегирование важных полномочий и
создание условий для профессионального развития и роста, включая:
•
наделение полномочиями и статусом наставника, руководителя
методического объединения педагогических работников, осуществляющих
классное руководство;
•
предоставление возможности участия в конкурсах профессионального
мастерства с целью развития личностной и профессиональной самореализации;
•
предоставление возможности повышения квалификации, участия в
стажировках, вебинарах, семинарах и других мероприятиях образовательного
характера.
5.2.3. Психологическое стимулирование, предполагающее использование
разных механизмов создания благоприятного психологического климата в
педагогическом коллективе, в том числе с учетом интересов всех педагогических
работников, осуществляющих классное руководство, включая:
•
создание механизмов разрешения и предотвращения конфликтных
ситуаций между участниками образовательных отношений;
•
организацию консультаций и создание условий для психологической
разгрузки и восстановления в БМАОУ СОШ №45 или вне ее для профилактики

профессионального выгорания в связи с осуществлением педагогическими
работниками классного руководства.
5.2.4.
Моральное
стимулирование
педагогических
работников,
обеспечивающее удовлетворение потребности в уважении со стороны коллектива,
администрации БМАОУ СОШ №45, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся и социума с использованием всех форм
поощрения деятельности по классному руководству, включая:
•
публичное признание результатов труда педагогических работников,
осуществляющих классное руководство, в виде благодарности с занесением в
трудовую книжку (при ее наличии), награждения почетными грамотами и
благодарственными письмами различного уровня;
•
размещение информации об успехах социально-значимой деятельности
педагогических работников, осуществляющих классное руководство, в СМИ и на
официальном сайте БМАОУ СОШ №45;
•
информирование родительской общественности о достижениях,
связанных с осуществлением педагогическими работниками классного руководства;
•
организацию исполнительными органами государственной власти и
органами местного самоуправления конкурсов для выявления лучших
педагогических работников, осуществляющих классное руководство;
•
учреждение в субъекте Российской Федерации региональных наград
для педагогических работников, осуществляющих классное руководство:
нагрудного знака, почетного звания, региональных премий.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».