РП Проектно-исследовательская деятельность 7

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Управление образования Березовского муниципального округа
БМАОУ СОШ №45

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

руководитель
предметной кафедры

заместитель директора по
УВР

директор БМАОУ СОШ
№45

______________________ _______________________ ______________________
Д.И.Звонарёва
Протокол от «25» августа
2025 г. № 1

Т.Г. Вараксина
Л.В. Нохрина
«26» августа 2025 г.
Приказ от «29» августа
2025 г. № 102

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 6510554)
учебного предмета «Проектно-исследовательская деятельность»
для обучающихся 7 класса

Березовский, 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ПРОЕКТНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Рабочая программа предмета «Проектно-исследовательская деятельность»
разработана на основе требований к результатам освоения программы основного общего
образования, представленных в ФГОС ООО, федеральной рабочей программе воспитания,
и предусматривает непосредственное применение при реализации ОП ООО.
Предмет
«Проектно-исследовательская
деятельность»
относится
к
междисциплинарным учебным предметам. Данная программа ориентирована на
развивающее обучение, способствующее повышению учебной мотивации обучающихся. В
ней отражена система важнейших знаний о проектно-исследовательской деятельности,
раскрыта роль учебного проекта в познании окружающего мира, в повышении уровня
материальной жизни общества, в развитии его культуры, в решении важнейших проблем
современности.
Основными задачами курса является следующее:
- вооружить обучающихся знаниями основных принципов и правил организации
проектно-исследовательской деятельности;
- сформировать навыки поиска и работы с различными информационными
источниками;
- развивать познавательную активность и потребность к целенаправленному
самообразованию, способствующему повышению внутренней мотивации обучающихся к
овладению знаниями;
- сформировать навыки презентации результатов собственной деятельности;
- развивать и закреплять навыки рефлексии собственной деятельности в процессе
овладения методами научного познания;
- развивать самостоятельность и ответственность за результаты собственной
деятельности;
- внести вклад в развитие научного миропонимания обучающегося.
В программе реализованы следующие направления:
- гуманизации содержания и процесса его усвоения;
- экологизации курса;
- интеграции знаний и умений;
- последовательного развития и усложнения учебного материала и способов его
изучения.
Для сознательного освоения предмета «Проектно-исследовательская деятельность»
в школьный курс включены обязательные компоненты содержания современного
развивающего образования:
1) знания о проектно-исследовательской деятельности и основных методах
научного познания;
2) различные умения и навыки;
3) ценностные отношения;
4) опыт продуктивной деятельности разного характера;
5) ключевые учебные компетенции.
Под понятием проектная деятельность подразумевается целенаправленно
организованная работа педагога и обучающихся по разрешению одной из актуальных
социальных или учебных проблем. Особенностью является то, что обучающиеся

самостоятельно осваивают научно-практические знания и создают собственный
интеллектуальный продукт.
Учебные проекты могут быть реализованы как в рамках одного предмета, так и
нескольких. Количество участников в учебном проекте может варьировать, так, может быть
индивидуальный или групповой проект. Проект может быть реализован как в короткие
сроки, к примеру, за один урок, так и в течение более длительного промежутка времени. В
состав участников проектной работы могут войти не только сами обучающиеся, но и
родители, и учителя.
В основной школе для развития УУД особое значение имеет индивидуальный
учебный проект, представляющий собой самостоятельную работу, осуществляемую
обучающимся на протяжении длительного периода, возможно, в течение одного и более
учебных лет. В ходе такой работы обучающийся (автор проекта) самостоятельно или с
небольшой помощью педагога получает возможность научиться планировать и работать по
плану - это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым
должен овладеть школьник.
Важнейшей педагогической задачей в условиях реализации ФГОС ООО является
внедрение в образовательный процесс средств и методик, ориентированных на раскрытие
потенциальных возможностей личности. Критерием успешности обучающегося становится
не столько результативность в изучении школьных предметов, сколько отношение человека
к возможностям собственного познания и преобразования природы, истории, самого себя.
Важную роль в достижении успешности каждого обучающегося играет реализация
доступного проектного замысла по выбору ребенка, на основании сферы его интересов и
личностных возможностей.
Метод проектов имеет богатые дидактические возможности как для
внутрипредметного, так и для межпредметного обучения.
Выполняемые обучающимися учебные проекты позволяют выявить интерес
каждого обучающегося по уровню успешности различных видов учебной деятельности, по
отношению к процессу деятельности и её результатам. Проектирование практически
помогает обучающимся осознать роль знаний в жизни и обучении. Знания перестают быть
целью, становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурными
образцами мышления, формировать свои мыслительные стратегии, что позволяет каждому
самостоятельно осваивать накопления культуры.
Технология проектной деятельности предусматривает поиск необходимой
недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных
носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть
представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Цель курса – формирование у обучающихся основ культуры учебноисследовательской и проектной деятельности, направленной на решение личностной и
(или) социально значимой проблемы.
Программа курса «Исследовательская и проектная деятельность» в 7 классе
построена на основе планомерного и преемственного формирования основных понятий
проектно-исследовательской деятельности, необходимых для развития ведущих идей и
научных фактов, рассматриваемых в 10 классе.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный предмет «Проектно-исследовательская деятельность» реализуется за счёт
части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений.
Общее число часов, отведенных для изучения предмета, составляет 34 часов в 7
классе – 1 час в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Раздел I. Учебная проектно-исследовательская деятельность
Тема 1. Основные положения проектно-исследовательской деятельности. Понятие
«учебный проект». Основные теоретические сведения, термины. Проектноисследовательская деятельность и её роль в учебном процессе. Учебный проект и его типы.
Классификации проектов. Классификация учебных проектов: по содержанию, по времени
реализации, по числу участников проекта, по доминирующему в проекте методу. Проблема.
Поиск проблемы. Постановка и формулировка проблемы. Процесс постановки проблемы
как метод познания. Классификация проблемных ситуаций и подходы к их решению.
Алгоритм решения проблемы. Этапы работы с проблемой. Коллективное решение
проблемы. Работа в группе. Основные принципы работы в группе. Формулировка цели
проекта. Гипотезы. Определение, структура, классификация и жизненные циклы. Задачи.
Постановка задач проекта. Планируемые результаты.
Тема 2. Виды проектно-исследовательских работ. Основные виды проектноисследовательских работ: аннотация, доклад, конспект, реферат, рецензия, научноисследовательская работа, тезисы, отзыв. Групповой учебный проект.
Раздел II. Основные методы проектно-исследовательской деятельности
Тема 1. Основные методы проектно-исследовательской деятельности.
Классификация методов. Общелогические методы: анализ и синтез, сравнение,
классификация, индукция и дедукция, аналогия. Понятийный аппарат. Теоретические
методы. Изучение информации из разных источников, обобщение, абстрагирование.
Эмпирические методы.
Наблюдение, описание, счет, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование,
анкетирование, собеседование, тестирование. Возможности Интернет-ресурсов при
проведении тестирования, опросов. Математические методы. Диаграммы, чертежи, схемы,
таблицы.
Практическая работа № 1: «Постановка цели и определение задач учебного
проекта».
Проведение анкетирования, тестирования или метода опроса по выбору учащегося.
Исследовательская деятельность. Основные этапы организации и проведения
эксперимента. Эксперимент и наблюдение, их отличие. Способы регистрации результатов
эксперимента.
Раздел III. Структура учебного проекта
Тема 1. Структура учебного проекта. Основные требования, предъявляемые к
структуре и оформлению письменной части учебных проектов. Алгоритм работы над
учебным проектом. Разнообразие источников информации: литературные источники,
интернет-источники, научно-популярные фильмы, специалисты. Литературные источники.
Организации труда при работе с литературой. Принципы и приемы работы с каталогами.

Классификация каталогов: алфавитный, систематический, предметный, каталог
периодической печати. Методика изучения литературных источников с применением
рациональных приемов работы над текстом. Правила оформления библиографических
ссылок. Интернет- источники. Интернет-источники: электронные библиотеки и
специализированные сайты, их возможности в проведении исследования. Документальные,
художественные фильмы, научно-популярные телевизионные передачи. Использование в
учебных проектах информационно-коммуникационных технологий. Навыки работы по
программам Word, Excel, Power point. Компьютерная грамотность в использовании
поисковых систем Internet. Достоверность информации. Плагиат. Разнообразные источники
информации.
Раздел IV. Реализация плана индивидуального учебного проекта
Тема 1. Погружение в учебный проект. Выбор темы и обоснование ее актуальности.
Постановка цели и определение задач учебного проекта. Написание плана реализации
учебного проекта.
Работа с индивидуальными учебными проектами.
Защита плана индивидуального проекта. Введение, план реализации проекта.
Анализ и корректировка плана индивидуального проекта.
Основная часть учебного проекта. Работа над основной частью индивидуального
учебного проекта. Сбор материала. Источники информации.
Работа с разнообразными источниками информации.
Практическая работа № 2: «Составление библиографического списка литературы».
Работа с индивидуальными учебными проектами.
Тема 2. Практическая часть учебного проекта. Организация практической части
учебного проекта: проведение эксперимента, акций, создание буктрейлера, видеофильма,
буклета, статьи, репортажа, дизайна, рубрики газеты, альманаха, альбома и т.д.
Работа с индивидуальными учебными проектами.
Реализация практической части проекта.
Тема 3. Оформление результатов работы над учебным проектом. Приложение.
Разнообразие форм представления результатов учебного проекта. Основные принципы
работы с презентацией. Стендовая защита проекта.
Практическая работа № 3: «Создание презентации учебного проекта».
Стендовое оформление учебного проекта.
Тема 4. Оформление письменной части учебного проекта.
Общие правила оформления текста учебного проекта (формат, шрифт, интервал,
поля, нумерации страниц, заголовки, приложения). Цитирование. Ссылки и правила
оформления ссылок. Правила оформления титульного листа и списка литературы.
Практическая работа № 4: «Оформление письменной части учебного проекта».
Работа с индивидуальными учебными проектами.
Раздел V. Защита учебного проекта
Тема 1. Процедура защиты работы. Обучение методике составления докладов для
публичного выступления. Структура доклада. Вступление и заключение. Техника
публичного выступления. Невербальные способы общения. Использование средств
наглядности.
Работа с индивидуальными учебными проектами. Подготовка доклада к публичному
выступлению. Предзащита индивидуальных учебных проектов. Рефлексия. Искусство
отвечать на вопросы.
Практическая работа № 5: «Защита проекта».

Раздел VI. Анализ проекта
Тема 1. Анализ и перспектива дальнейшей работы над учебным проектом. Алгоритм
написание отчета.
Перспективы развития индивидуального проекта.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре,
религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию;
- готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
- развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
(способность
к
нравственному самосовершенствованию;
- сформированность ответственного отношения к учению;
- уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально
значимом труде;
- сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
- готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность
к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа
допустимых способов диалога;
- освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах.
- участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения,
продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и
организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций
анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов
взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского
потенциала;
- сформированность
основ
экологической
культуры,
соответствующей
современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически
ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных
ситуациях.
Личностные результаты освоения программы основного общего образования
отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных
ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации
основных направлений воспитательной деятельности:
1) гражданского воспитания
2) патриотического воспитания;
3) духовно-нравственного воспитания;
4) эстетического воспитания;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия;
6) трудового воспитания;

7) экологического воспитания;
8) ценности научного познания.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные универсальные учебные действия:
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
- анализировать
существующие
и
планировать будущие
образовательные результаты;
- идентифицировать
собственные проблемы
и
определять главную
проблему;
- выдвигать версиирешения
проблемы, формулировать
гипотезы,
предвосхищать конечный результат;
- ставить цель деятельности на
основе определенной
проблемы
и
существующих возможностей;
- формулировать учебные
задачи как
шаги достижения поставленной
цели деятельности;
- обосновывать
целевые
ориентиры и
приоритеты ссылками на
ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач.
Обучающийся сможет:
- определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной
задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения
учебных и познавательных задач;
- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для
выполнения учебной и познавательной задачи;
- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые
ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая
логическую последовательность шагов);
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы
для решения задачи/достижения
цели;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения
исследования);
- определять потенциальные затруднения при решении
учебной
и
познавательной задачи и находить средства для их устранения;
- описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии
решения практических задач определенного класса;
- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную
траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией.

Обучающийся сможет:
- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых
результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия
планируемого результата;
- находить достаточные средства для выполнения учебных действий в
изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе
анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик
продукта/результата;
- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения.
Обучающийся сможет:
- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для
выполнения учебной задачи;
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя
из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
- оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно
определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
- обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих
внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
- фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных
результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность
и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной
деятельности
и
делать выводы;
- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность.
Познавательные универсальные учебные действия:
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты и явления;
- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и
от
частных явлений к общим закономерностям;
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой
задачи;
- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать
и применять способ проверки достоверности информации;

- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением
формы представления;
- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать
вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
- переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического
или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный
ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется
алгоритм;
- строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
- анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного
проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной
проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки
продукта/результата.
8. Смысловое чтение.
Обучающийся сможет:
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей
деятельности);
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;
- резюмировать главную идею текста;
- критически оценивать содержание и форму текста.
9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Обучающийся сможет:
- определять свое отношение к
природной среде;
- проводить причинный и
вероятностный
анализ экологических
ситуаций;
- прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на
действие другого фактора;
- распространять экологические знания и участвовать в практических делах по
защите окружающей среды;
- выражать свое отношение к природе через рисунки,
сочинения,
модели,
проектные работы.
10.
Развитие
мотивации к
овладению культурой активного
использования словарей и других поисковых систем.
Обучающийся сможет:
- определять необходимые ключевые
поисковые слова и
запросы;
- осуществлять
взаимодействие
с
электронными
поисковыми
системами, словарями;
- формировать множественную выборку из
поисковых
источников
для
объективизации результатов поиска;

- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
11.
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение
и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет:
- определять возможные роли в
совместной деятельности;
- играть
определенную
роль в
совместной деятельности;
- принимать позицию
собеседника, понимая
позицию
другого,
различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты, гипотезы,
аксиомы, теории;
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или
препятствовали продуктивной коммуникации;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной
деятельности;
- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- выделять общую точку зрения в дискуссии;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с
поставленной перед группой задачей;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
- устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания
диалога.
12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью.
Обучающийся сможет:
- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые
средства;
- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной
деятельности;
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в
соответствии с коммуникативной задачей;
- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
- делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после
завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
13.
Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
Обучающийся сможет:
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые
для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения

информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление,
написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
- использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
- создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий,
соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится:
• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя
оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
• выбирать и использовать методы, подходящие рассматриваемой проблеме;
• использовать такие ключевые понятия как цель, задачи, проблема, гипотеза,
проект, исследование, эксперимент, анализ, синтез, наблюдение и т.д.;
• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём
научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать
вытекающие из исследования выводы;
• использовать такие математические методы и приёмы, как доказательство,
опровержение, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение
алгоритма;
• использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение,
постановка проблемы, выдвижение гипотезы, эксперимент, моделирование, использование
математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости
модели/теории;
• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных
и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное
историческое описание, объяснение, использование статистических данных,
интерпретация фактов;
• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые
средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
• отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к
суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
• видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок,
моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.
• планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и
формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность
итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ;
выбирать средства реализации проекта; осуществлять технологический процесс;
контролировать ход и результаты выполнения проекта;
• представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными
видами проектной документации; оформлять проектные материалы; представлять проект к
защите.
Обучающийся получит возможность научиться:
• самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование,
учебный и социальный проект;
• выдвигать гипотезу, ставить цель, формулировать задачи в рамках проектноисследовательской деятельности;

• использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение,
эксперимент, сравнение, измерение, опрос, анализ, синтез, исторический;
• сравнивать такие понятия как проект и исследование, наблюдение и эксперимент;
• целенаправленно и
осознанно
развивать
свои коммуникативные
способности, осваивать новые языковые средства;
• осознавать свою ответственность
за
достоверность
полученных
знаний, за качество выполненного проекта.
• организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе
установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений, планировать и
организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий;
• осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Основные положения проектноисследовательской деятельности
Виды проектно2.
исследовательских работ
Основные методы проектно3.
Исследовательской деятельности
4.
Структура учебного проекта
5.
Погружение в учебный проект
6.
Практическая часть учебного проекта
Оформление результатов работы над
7.
учебным проектом
Оформление письменной части
8.
учебного проекта
9.
Процедура защиты работы
Анализ и перспектива дальнейшей
10.
работы над учебным проектом
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
1.

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

2
2
2
3
8
6
3

2
1

3

1

3
2

1

34

5

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
№ п/п

1.

2.
3.

4.

5.

6.

7.
8.

Тема урока

Всего

Понятие «учебный проект». Поиск
проблемы. Постановка и
формулировка проблемы
Формулировка цели проекта,
постановка задач. Гипотеза.
Основные виды проектноисследовательских работ:
аннотация, доклад, конспект,
реферат, рецензия.
Основные виды проектноисследовательских работ: научноисследовательская работа, тезисы,
отзыв
Классификация методов.
Общелогические, теоретические
методы. Использование метода
наблюдения в учебном проекте
Эмпирические, математические
методы. Постановка эксперимента
в учебном проекте
Структура проекта. Алгоритм
работы над учебным проектом.
Разнообразие источников
информации. Литературные
источники. Правила оформления

1

1
1

1

1

1

1
1

Количество часов
Контрольные Практические
работы
работы

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

9.

10.
11.
12.
13.
14.

15.

16.

17.
18.

19.

библиографических ссылок
Использование в учебных проектах
ИКТ. Компьютерная грамотность в
использовании поисковых систем
Интернет. Достоверность
информации. Плагиат.
Выбор темы и обоснование ее
актуальности
Постановка цели и определение
задач учебного проекта.
Формулировка гипотезы,
предполагаемых результатов
Введение, план реализации
проекта.
Работа над основной частью
индивидуального учебного
проекта.
Работа над основной частью
индивидуального учебного
проекта. Сбор материала.
Источники информации.
Работа над основной частью
индивидуального учебного
проекта. Сбор материала.
Источники информации.
Составление библиографического
списка литературы
Организация практической части
учебного проекта. Эксперимент.
Акция.
Статья. Репортаж. Создание

1

1
1

1

1
1
1

1

1

1
1

1

1

20.

рубрики газеты, альманаха,
альбома
Создание буктрейлера,
видеофильма

1

21.

Реализация практической части
проекта

1

22.

Оформление результатов работы
над учебным проектом
Создание презентации учебного
проекта
Стендовое оформление учебного
проекта
Общие правила оформления текста
учебного проекта
Цитирование. Ссылки и правила
оформления ссылок
Правила оформления титульного
листа. Правила оформления списка
литературы.
Оформление письменной части
учебного проекта
Процедура защиты работы.
Структура доклада
Использование средств
наглядности. Искусство отвечать
на вопросы
Подготовка доклада к публичному
выступлению.
Анализ выступления. Рефлексия
Анализ работы над учебным
проектом

1

23.
24.
25.
26.
27.

28.
29.
30.

31.
32.
33.

1

1

1
1
1
1

1

1

1
1

1
1
1

1

Перспективы развития
индивидуального проекта
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34.

1
34

5

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Казакевич В.М. и др. Технология. Проекты и кейсы. 7 класс. Учебное пособие
Просвещение, 2024
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Учебное пособие «Школа исследователей»
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1. http://school-collektion.edu/ru, «Единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов»
2. http://windows.edu/ru, «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»
3. http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru, «Федеральный центр информационных
образовательных ресурсов»
4. http://www.ndce.edu.ru, Каталог учебных изданий, электронного оборудования
и электронных образовательных ресурсов для общего образования
5. http://www.portalschool.ru, Школьный портал
6. http://www.ict.edu.ru,
Федеральный
портал
«Информационнокоммуникационные технологии в образовании»
7. https://media.prosv.ru/content/?subject=22&klass=1, Медиатека Просвещения
8. https://marketplace.obr.nd.ru/library/lessons?filter_class=1&filter_subject=14,
Образовариум
9. https://resh.edu.ru/subject/7/1/, Российская электронная школа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».