Психолого-педагогический консилиум БМАОУ СОШ № 45
11.09.2025
Что такое
психолого-педагогический консилиум образовательной организации?
Распоряжением от 9 сентября 2019 г. №Р- 93
Министерство просвещения России утвердило примерное Положение о
психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации (далее —
Положение),
Согласно Положению, на
базе образовательной организации любого типа независимо от ее
организационно-правовой формы создается психолого-педагогический
консилиум (далее – ППк), цель которого – способствовать
созданию оптимальных условий для обучения, развития, социализации и адаптации
учащихся посредством психолого-педагогического сопровождения.
В состав ППк
входят: председатель — заместитель руководителя организации, заместитель
председателя (определенный из числа членов ППк при необходимости), педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог,
социальный педагог, секретарь (определенный из числа членов
ППк).
Общее руководство
деятельностью ППк осуществляет руководитель образовательной
организации.
Для принятия
решения об организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся,
выявления трудностей в освоении ими образовательных программ, разработки
рекомендаций, консультирования участников образовательных отношений,
оказания обучающимся психолого-педагогической помощи каждым
специалистом ППк проводится обследование обучающихся.
Обследование
обучающихся осуществляется по инициативе родителей (законных
представителей) или сотрудников образовательной организации с
письменного согласия родителей (законных представителей). Обследование
обучающихся специалистами ППк осуществляется бесплатно.
Процедура и
продолжительность обследования определяются, исходя из
возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей обследуемого.
На период подготовки к
ППк и последующей реализации рекомендаций обучающемуся назначается ведущий
специалист: учитель и/или классный
руководитель, воспитатель или другой специалист.
Ведущий специалист представляет обучающегося на ППк и
выходит с инициативой повторных обсуждений на ППк (при
необходимости).
Каждый специалист
ППк по данным обследования составляет заключение и разрабатывают
рекомендации.
Результаты обследования
ребенка каждым специалистом обсуждаются на заседании ППк.
Родители (законные
представители) имеют право принимать участие в
обсуждении результатов освоения содержания образовательной
программы, комплексного обследования специалистами ППк, степени социализации и
адаптации обучающегося.
По итогам
обсуждения составляется коллегиальное заключение ППк, вырабатываются рекомендации для
участников образовательных отношений по организации психолого-педагогического
сопровождения обучающегося.
Коллегиальное заключение
ППк доводится до сведения родителей (законных представителей) в день
проведения заседания, а до сведения педагогических работников,
работающих с обследованным обучающимся, и специалистов, участвующих в его
психолого-педагогическом сопровождении, — не позднее трех рабочих
дней после проведения заседания.
Рекомендации по
организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся реализуются на
основании письменного согласия родителей (законных представителей).
В случае несогласия
родителей (законных представителей) обучающегося с коллегиальным заключением
ППк они выражают свое мнение в письменной форме, а образовательный процесс
осуществляется по ранее определенному образовательному маршруту в
соответствии с соответствующим ФГОС.
Плановые заседания ППк проводятся для
оценки динамики обучения и коррекции для внесения (при необходимости)
изменений и дополнений в рекомендации по организации
психолого-педагогического сопровождения обучающихся.
Внеплановые — при зачислении
нового обучающегося, нуждающегося в
психолого-педагогическом сопровождении; при
отрицательной (положительной) динамике обучения и развития
обучающегося; при возникновении новых обстоятельств, влияющих
на обучение и развитие обучающегося в соответствии с запросами
родителей (законных представителей) обучающегося, педагогических и руководящих
работников образовательной организации; с целью решения
конфликтных ситуаций и других случаях.
Что могут включать
рекомендации ППк?
Согласно Положению,
рекомендации ППк по организации психолого- педагогического сопровождения
обучающегося с ОВЗ могут включать:
при наличии рекомендаций
ПМПК:
разработку
адаптированной основной общеобразовательной программы,
индивидуального учебного плана обучающегося; адаптацию учебных и
контрольно-измерительных материалов; предоставление услуг тьютора,
ассистента (помощника) для обучающегося, услуг по
сурдопереводу, тифлопереводу, тифлосурдопереводу, в том числе на период
адаптации обучающегося / учебную четверть, полугодие, учебный год / на
постоянной основе, другие условия в рамках компетенции
образовательной организации;
на основании
медицинского заключения:
условия обучения,
воспитания и развития, требующие организации обучения по индивидуальному
учебному плану, учебному расписанию, медицинского сопровождения, в том
числе: дополнительный выходной день; организация
дополнительной двигательной нагрузки в течение учебного дня /
снижение двигательной нагрузки; предоставление дополнительных
перерывов для приема пищи, лекарств; снижение объема задаваемой на дом работы;
предоставление услуг ассистента (помощника); другие условия в рамках
компетенции образовательной организации;
для обучающегося,
испытывающего трудности в освоении основных
общеобразовательных
программ, развитии и социальной адаптации:
проведение групповых и
(или) индивидуальных коррекционно-развивающих и компенсирующих занятий с
обучающимся; разработку индивидуального учебного плана
обучающегося; адаптацию учебных и контрольно-измерительных материалов;
профилактику асоциального (девиантного) поведения обучающегося; другие
условия в рамках компетенции образовательной организации.
Примечание
Согласно положению,
специалисты, включенные в состав ППк, выполняют работу в рамках основного
рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с планом заседаний
ППк, а также запросами участников образовательных отношений на обследование и
организацию комплексного сопровождения обучающихся. Специалистам ППк за
увеличение объема работ устанавливается доплата, размер которой определяется
образовательной организацией самостоятельно.
Справочно
В толковом словаре С.И.
Ожегова консилиум трактуется как совещание врачей для
установления диагноза заболевания и определения способов лечения.
Психолого-педагогический
консилиум — одна из форм взаимодействия руководящих и педагогических работников
организации, осуществляющей образовательную деятельность, с целью создания
оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся
посредством психолого-педагогического сопровождения.
Источник:
Распоряжение
Минпросвещения России от 09.09.2019 N Р-93 «Об утверждении примерного Положения
о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»
https://rulaws.ru/acts/Rasporyazhenie-Minprosvescheniya-Rossii-ot-09.09.2019-N-R-93/
Письмо Минпросвещения
России от 20 февраля 2019 г. № ТС-551-07 « О сопровождении образования
обучающихся с ограниченными возможностями и инвалидностью»
https://docs.edu.gov.ru/document/d1bb0b80bc495444d65d7b0e4e7b95c1/