ДОП Театральная студия

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №45»
РАССМОТРЕНА
Педагогический Совет
БМАОУ СОШ №45
Протокол № _____
от «___» _________ 2025г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор
БМАОУ СОШ №45
Нохрина Л.В._____
Приказ № ______
от «___» ___ 2025г.

Театр «45 параллель»
дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
для детей 8 - 15 лет,
срок реализации - 1 год

2025 г.
1

Оглавление
Пояснительная записка .............................................................................................. 3
Содержание программы ............................................................................................. 4
Планируемые результаты .......................................................................................... 6
Тематическое планирование с указанием количества часов .................................. 9
Календарно-тематическое планирование ............................................................... 10
Перечень учебно-методического обеспечения ...................................................... 16
Приложение № 1 ....................................................................................................... 17
Приложение № 2 ....................................................................................................... 19

2

Пояснительная записка
Рабочая программа школьного театрального кружка составлена на основе
Образовательной программы «45 параллель» (вариант наполнения
художественно-эстетического профиля). Автор Е.И.Косинец. М.: МИОО.2014
года в соответствии с ФГОС ООО.
Программа театрального кружка «Театральная студия» реализует
общекультурное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной
деятельности в 7-8 классах.
Отличительной особенностью данной программы является синтез типовых
образовательных программ по всеобщему и специальному театральному
образованию и современных образовательных технологий.
Программа работы кружка создана и адаптирована к возможностям сельской
школы, библиотеки и клуба.
Основным в программе является:
1. Знакомство с миром театра и его историей.
2. Актерское мастерство.
3. Профориентация, знакомство с сопутствующими профессиями.
4. Театральная постановка, как итог работы за год.
Театр — это волшебный мир искусства, где нужны самые разные
способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с
детского возраста прививать любовь к театральному искусству.
Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит
стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с
помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация,
мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием
определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать
конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между
героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию детской
фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества
(художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического)
в жизни школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива,
расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению
культуры поведения.
Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность,
синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающееэстетическом воспитании обучающихся, так и в организации их досуга. Театр симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом.
Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем,
музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами.
Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и
рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и
исполнительскую культуру.
Театральное искусство своей многомерностью, своей многоликостью и
синтетической природой способно помочь ребёнку раздвинуть рамки
3

постижения мира. Увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями,
умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть
непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры
дети и педагоги взаимодействуют, получая максимально положительный
результат.
На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального
искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского
мастерства.
Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к
его личностным и метапредметным результатам, направлена на гуманизацию
воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических
особенностях развития школьников.
На реализацию театрального курса отводится 68 ч в год (2 часа в неделю).
Содержание программы
1. История про театр.
Теория. Языки и материалы различных видов искусства. Время в искусстве
и искусство во времени (Символ времени, Модели времени, Движение времени,
Театральное время, Лента времени). Страницы истории театра. Древнее
язычество и театр. Египетская мистерия. Древнегреческий театр. Театр
Древнего Рима. Средневековый театр. Народные истоки театрального искусства
на Руси (обряды, игры, празднества). Скоморохи – первые профессиональные
актеры, их популярность в народе. Кукольный скомороший театр о Петрушке.
Практика. Игры, задания и упражнения по теме. Небольшие инсценировки.
Театральный словарь: Актер. Амфитеатр. Антракт. Арлекин. Афиша.
Бельэтаж. Бенуар. Билет театральный. Бутафория. Декорация. Диалог. Задник
(горизонт). Занавес театральный. Кулиса. Ложа. Марионетка. Монолог. Партер.
Премьера. Падуга. Портал. Программка. Репетиция. Рецензия. Роль.
Скоморохи. Сцена. Зеркало сцены. Планшет сцены. Театр и зритель. Театр
Петрушки. Хронометраж. Фантазия. Фойе.
2. Театральные игры
Теория. Значение поведения в актерском искусстве. Сценическое внимание.
Виды внимания. Органы внимания. Объекты внимания. Управление
вниманием. Связь предлагаемых обстоятельств с поведением. Бессловесные
элементы действия. Актёрское взаимодействие.
Практика. Общеразвивающие игры.
От простого к сложному; от элементарного фантазирования к созданию
образа.

4

Крэо – Кроу (укрепляется «чувство команды»). Поводырь (упражнение
направлено на воспитание чувства партнера). Зеркало – елочка (упражнение
развивает внимание и чувство партнера). Существительное – прилагательное
(упражнение тренирует фантазию и воображение). Поменяться местами в кругу
(упражнение тренирует внимание, сообразительность, точность выполнения
поставленной задачи, мышечную свободу). Сесть согласно числам дней
рождения (в упражнении тренируется пристальное внимание к партнеру, дети
учатся спокойно и по долгу смотреть друг другу в глаза). Звучащие игрушки
(задача упражнения - развитие актерской смелости, снимается страх перед
звукоизвлечением, тренируется навык точного копирования партнера).
Упражнение с предметами – тренировка зрительного внимания. Диагональ (от
простого к сложному: упражнение учит верно распределяться в пространстве,
формировать мизансцену, создавать маленькую театральную историю).
3. Сценическая речь.
Теория. Дикция. Артикуляционная гимнастика и ее значение. Гласные
звуки. Согласные звуки. Классификация согласных.Орфоэпия. Литературная
норма произношения. Роль ударения в орфоэпии.
Практика. Упражнения на выработку умения управлять выдохом.
Упражнения для тренировки мышц участвующих в дыхании. Упражнения
артикуляционной гимнастики. Комплекс упражнений по дикции. Отработка
произношений гласных звуков, согласных звуков. Упражнение на сочетание
тренируемого звука с гласными. Упражнения с текстами скороговорок. Работа
со словарем. Проверка ударения. Произношение звукосочетаний в словах.
4. Актерское мастерство.
Теория. Бессловесные
элементы
действия
(повторение).
Целенаправленность, целесообразность, логика и последовательность,
подлинность – важнейшие признаки сценического действия. Законы
зрительского
восприятия.
Мизансценирование.
Ракурс.
Геометрия.
Наблюдательность, умение сосредоточить внимание на конкретном объекте.
Связь словесных действий с бессловесными элементами действия.
Практика. Освоение принципов сценического поведения. Упражнения,
игры, помогающие развитию внимания, свободы и воображения.
Внимание
Поймать хлопок;
Невидимая нить;
Много ниточек, или невидимое зеркало.
Освобождение мышц
Взрыв;
Ртутный шарик.
Воображение
5

Я – скульптор, а моя рука – глина;
Чугунный шар;
Замороженный;
Суета;
Переход;
Написать ногами коллективное письмо;
Рождение фантастического существа;
Жизнь бабочки.
5. Основы театральной культуры
Особенности театрального искусства. Виды театрального искусства:
драматический театр, музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл),
кукольный театр. Рождение спектакля: творцы сценического чуда (служители
Мельпомены); - спектакль – актёр – зритель. Театр снаружи и изнутри.
Культура поведения в театре. Коллективное посещение театра.
6. Работа над спектаклем
Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение с детьми. Деление пьесы на
эпизоды и пересказ их детьми. Работа над отдельными эпизодами в форме
этюдов с импровизированным текстом. Поиски музыкально-пластического
решения отдельных эпизодов, постановка танцев. Работа с текстом. Уточнение
предлагаемых
обстоятельств
и
мотивов
поведения
отдельных
персонажей. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в
сценических условиях. Репетиции отдельных картин в разных составах с
деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением. Создание
декораций и костюмов. Репетиция всей пьесы. Уточнение темпоритма
спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.
Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми.
Планируемые результаты
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное
отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление
прислушиваться к мнению одноклассников;
целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе
опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
осознание значимости занятий театральным искусством для личного
развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование
следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
6

Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей
деятельности;
анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя
позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре
видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении
рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и
инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и
активность
работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности, приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
выразительному чтению;
различать произведения по жанру;
развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
сочинять этюды по сказкам;
умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть,
радость, злоба, удивление, восхищение)
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Занимаясь в театральном кружке, дети должны научиться следующим
умениям и навыкам:
ориентироваться в пространстве;
7

уметь запоминать ролевые слова;
находить нужные позы и действия;
уметь произносить одну и ту же фразу с разной интонацией;
уметь читать наизусть текст, правильно расставляя логические ударения;
уметь строить диалог с партнёром.
Главным критерием оценки учащегося является способность трудиться и
добиваться достижения нужного результата.

8

№

Тематическое планирование с указанием количества часов
Название темы
Количество
Теория
Практика
часов

1. История про театр.

4

2

2

2. Театральная игра.

4

2

2

3. Сценическая речь.

4

2

2

4. Актёрское мастерство.

4

2

2

5. Основы театральной культуры.

2

1

1

6. Работа над спектаклем.

18

3

15

Итого: 68 часов

9

№
урок
а

Календарно-тематическое планирование
Тема урока
Плановые
сроки

1

История про театр. Языки и материалы
различных видов искусства.

03.09 08.09

2

Время в искусстве и искусство во времени.

03.09 08.09

3

Страницы истории театра.

10.09 15.09

4

Древнее язычество и театр.

10.09 15.09

5

Египетская мистерия. Древнегреческий
театр.
Театр
Древнего
Рима.
Средневековый театр.

17.09 21.09

6

Народные истоки театрального искусства
на Руси (обряды, игры, празднества).
Скоморохи – первые профессиональные
актеры, их популярность в народе.
Кукольный скомороший театр о Петрушке.

17.09 22.09

7

Разработка сценария к Дню Учителя.

24.09 29.09

8

Репетиция миниатюр из сценария к Дню
Учителя

24.09 29.09

9

Игры по развитию внимания («Имена», 01.10- 06.10
«Цвета», «Краски», «Садовник и цветы»,
«Айболит», «Адвокаты», «Глухие и
немые», «Эхо», «Чепуха, или нелепица»).

10

Выступление на мероприятии,
посвященном Дню Учителя

01.10- 06.10

11

Ситуативно-массовая сценка “На вокзале”.
Творческое взаимодействие с партнером.
Упражнение “Отношение”. Разговор на
сцене. Сценка “Пресс-конференция”.

08.10- 13.10

Скорректир
ованные
сроки

10

Разыгрываем этюд “На вещевом рынке”.
12

Театральная игра. Значение поведения в
актерском искусстве. Сценическое
внимание. Виды внимания. Органы
внимания. Объекты внимания. Управление
вниманием.

08.10- 13.10

13

Связь предлагаемых обстоятельств с
поведением. Бессловесные элементы
действия. Актёрское взаимодействие.

15.10- 20.10

14

Общеразвивающие игры. Крэо – Кроу.
Поводырь. Зеркало – елочка.
Существительное – прилагательное.
Поменяться местами в кругу. Сесть
согласно числам дней рождения.

15.10- 20.10

15

Звучащие игрушки.Упражнение с
предметами – тренировка зрительного
внимания. Диагональ.

22.10. –
27.10.

16

Сценическая речь.Дикция.
Артикуляционная гимнастика и ее
значение. Гласные звуки. Согласные звуки.
Классификация согласных.

22.10. –
27.10.

17

Разработка сценария "Осеннего бала"

29.10.02.11

18

Репетиция "Осеннего бала"

29.10.02.11

19

Орфоэпия. Литературная норма
произношения. Роль ударения в орфоэпии.

12.11. –
17.11.

20

Упражнения на выработку умения
управлять выдохом.Упражнения для
тренировки мышц участвующих в
дыхании. Упражнения артикуляционной
гимнастики.
Комплекс упражнений по дикции.
Отработка произношений гласных звуков,
согласных звуков. Упражнение на
сочетание тренируемого звука с гласными.

12.11. –
17.11.

21

19.11. –
24.11.

11

19.11. –
24.11.

23

Упражнения с текстами скороговорок.
Работа со словарем. Проверка ударения.
Произношение звукосочетаний в словах.
Разработка сценария к Дню Матери

24

Репетиция миниатюр ко Дню Матери

26.11. –
01.12.

25

Актёрское
мастерство.Бессловесные
элементы
действия
(повторение).
Целенаправленность,
целесообразность,
логика и последовательность, подлинность
– важнейшие признаки сценического
действия.
Законы
зрительского
восприятия.
Мизансценирование. Ракурс. Геометрия.

03.12. –
08.12.

27

Подготовка к мероприятию по присвоению
имени (....) школе

10.12.15.12.

28

Наблюдательность, умение сосредоточить
внимание на конкретном объекте. Связь
словесных действий с бессловесными
элементами действия.

10.12.15.12.

29

Освоение принципов сценического
поведения.

17.12.22.12.

30

Подготовка к Новому году. Репетиции по
сценарию Нового года в начальной школе.

17.12.22.12.

31

Подготовка к Новому году. Разработка
сценария Нового года в среднем звене.

24.12.29.12.

32

Подготовка к Новому году. Репетиции по
сценарию Нового года в среднем звене.

24.12.29.12.

33

Основы театральной культуры. Виды
театрального искусства: драматический
театр.

14.01. –
19.01.

34

Коллективное посещение театра.

14.01. –

22

26

26.11. –
01.12.

03.12. –
08.12

12

19.01.
35

Упражнения, игры, помогающие развитию
внимания, свободы и воображения.

21.01. –
26.01.

36

Виды театрального искусства:
музыкальный театр (опера, балет, оперетта,
мюзикл), кукольный театр.

21.01. –
26.01.

37

Рождение спектакля: творцы сценического
чуда (служители Мельпомены); - спектакль
– актёр – зритель.

28.01.-02.02

38

Подготовка мероприятия, посвященного
"Встрече выпускников"

28.01.-02.02

39

Театр снаружи и изнутри. Культура
поведения в театре.

04.02.-09.02

40

Разработка основных мероприятий в
рамках Месячника оборонно-массовой и
военно-патриотической работы

04.02.-09.02

41

Разработка основных мероприятий в
рамках Месячника оборонно-массовой и
военно-патриотической работы

11.02.-16.02

42

Инсценирование военных песен.

11.02.-16.02

43

Подготовка к Концерту, посвященному
Дню Защитника Отечества

18.02.-23.02

44

Подготовка к Концерту, посвященному
Дню Защитника Отечества

18.02.-23.02

45

Работа над спектаклем. Выбор пьесы или
инсценировки и обсуждение с детьми.

25.02. –
02.03.

46

Деление пьесы на эпизоды и пересказ их
детьми.

25.02. –
02.03.

47

Подготовка к 8 марта

04.03. –
09.03.

13

48

Подготовка к 8 марта

04.03. –
09.03.

49

Работа над отдельными эпизодами в форме
этюдов с импровизированным текстом.

11.03. –
16.03.

50

Поиски музыкально-пластического
решения отдельных эпизодов, постановка
танцев.

11.03. –
16.03.

51

Работа с текстом

18.03. –
23.03.

52

Уточнение предлагаемых обстоятельств и
мотивов поведения отдельных персонажей.

01.04.-06.04

53

Работа над выразительностью речи и
подлинностью поведения в сценических
условиях.

01.04.-06.04

54

Репетиции отдельных картин в разных
08.04.-13.04
составах с деталями декораций и реквизита,
с музыкальным оформлением.

55

Создание декораций и костюмов.

08.04.-13.04

56

Создание декораций и костюмов.

15.04. –
20.04.

57

Репетиция всей пьесы.

15.04. –
20.04.

58

Репетиция всей пьесы.

22.04. –
27.04.

59

Репетиция всей пьесы.

22.04. –
27.04.

60

Работа над составлением литературно –
музыкальной композицией ко Дню Победы.

29.04.-04.05

61

Репетиция литературно – музыкальной
композицией ко Дню Победы.

29.04.-04.05

14

62

Подготовка концерта к Дню победы

06.05.-11.05

63

Подготовка концерта к Дню победы

06.05.-11.05

64

Репетиция всей пьесы.

13.05. –
18.05.

65

Уточнение темпоритма спектакля.
Назначение ответственных за смену
декораций и реквизит.

13.05. –
18.05.

67

Премьера спектакля.

20.05. –
25.05.

68

Обсуждение со зрителями и детьми.
Подведение итогов.

20.05. –
25.05.

15

Перечень учебно-методического обеспечения
1. «Театр, где играют дети». Учебно-методическое пособие для руководителей
детских театральных коллективов. Под редакцией А.Б.Никитиной. М.: Владос,
2001.
2. Аванесов Р. И. Русское литературное произношение. М.: Искусство, 1972.
3. Градова К.В. Театральный костюм. - М.,1987.
4. Кнебель М. О. Поэзия педагогики. М., 1984.
5. Колчеев Ю. В. ,Колчеева Н. М. Театральные игры в школе. М.: Школьная
пресса. – 2000.
6. Кристи Г. В. Воспитание актера школы Станиславского. М., 1978. 65.
7. Программы общеобразовательных учреждений. Театр. 1 - 11кл. М.:
Просвещение. 1995.
8. Лыгина С.М. Пьесы для школьного театра. М.: Владос, 2004.
9. Рубина Ю. И. , Перельман Е. П. , Яковлева Т. В. Программа. Школьный
самодеятельный театр. М. , 1981.
10. Саричева Е. Ф. Сценическое слово. М.: Просвещение. 1963.
11. Станиславский К. С. Работа актера над собой. т 8. М. , 1954.
12. Станиславский К. С. Этика. М.: Искусство. 1962.
13. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности
дошкольников и младших школьников. М.: Владос, 2004.

16

Приложение № 1
ИНСТРУКЦИЯ
по технике безопасности на занятиях в театральных кружках
1. Общие требования безопасности:
1.1. К занятиям в театральной студии допускаются лица, имеющие
медицинскую справку, разрешающую физические нагрузки, возникающие во
время занятий.
1.2. Численность воспитанников в группе не должна превышать норм,
положенных по СанПин.
1.3. Занимающиеся должны быть ознакомлены с расположением
функциональных помещений кружка и, в частности, с местом занятий.
1.4. Занятие начинается только в присутствии руководителя.
1.5. Театральный зал должен быть обеспечен огнетушителем и аптечкой,
укомплектованной необходимыми медикаментами и перевязочными
материалами для оказания первой медицинской помощи.
1.6. Опасные производственные факторы: - выполнение упражнений без
разминки; - травмы при неправильной позиции; - невнимание и отсутствие
дисциплины на занятиях; - повреждения, полученные при неправильном
обращении с реквизитом и декорациями.
1.7. При получении травмы необходимо экстренно обратиться к руководителю,
который обязан оказать первую медицинскую помощь, вызвать скорую помощь
(или, по необходимости, отправить воспитанника в ближайшее лечебное
учреждение в сопровождении взрослого), сообщить о случившемся
руководству и родителям пострадавшего.
2. Требования безопасности перед началом занятий.
2.1. Перед тем, как приступить к занятиям, необходимо снять часы и
украшения крупного размера или имеющие острые элементы.
2.2. Последний прием пищи разрешается не менее чем за 30 минут до начала
занятий.
2.3. Не рекомендуется пить воду из водопроводного крана (холодную,
некипяченую). Следует приносить из дома кипяченую или минеральную воду
(в термосе или пластиковой бутылке).
2.4. Перед началом занятий воспитанники должны вымыть руки теплой водой с
мылом.
2.5. Для работы с гримом необходимо иметь при себе жирный крем (вазелин),
вату (ватные диски), мыло и чистое сухое полотенце.
2.6. Перед началом полноценной работы с гримом необходимо нанести на
небольшой участок кожи немного грима для проверки на аллергическую
реакцию.
3. Требования безопасности во время занятий.
3.1. В театральном зале воспитанники должны заниматься только в
специальной форме.
17

3.2. Обувь должна быть сменной и подходящей для занятий в театральном
зале.
3.3. Перед выполнением основных упражнений необходимо провести разминку
и разогрев мышц.
3.4. При объяснении руководителя соблюдать тишину.
3.5. Во время занятий нельзя употреблять конфеты, жевательную резинку и
любую пищу (если это не предусмотрено сценарием и не является частью
учебного процесса).
3.6. Запрещается толкать друг друга, ставить подножки и др. Также
запрещается бегать по помещению во время перерыва и на занятиях (если это
не предусмотрено сценарием и не является частью учебного процесса).
3.7. При работе в парах или группах запрещается выполнять упражнение, если
не готов напарник.
3.8. Необходимо соблюдать осторожность во время смены декораций, занимая
место, указанное руководителем.
3.9. Внимательно и осторожно работать с реквизитом (особенно с тяжелым,
острым, бьющимся).
3.10.Необходимо аккуратно обращаться с декорациями, не опираться на них
при работе.
3.11.При использовании театрального костюма нужно следить, чтобы он
соответствовал исполнителю по размеру. Также соблюдать осторожность при
использовании длинных юбок, шлейфов, шарфов и т.д..
3.12. При изготовлении декораций, реквизита и театральных костюмов
необходимо соблюдать правила по технике безопасности во время работы с
ножницами, иголками, красками, кисточками и прочими материалами.
4. Требования безопасности по окончании занятий.
4.1. По окончании занятий, воспитанники должны выходить из зала под
наблюдением руководителя.
4.2. Необходимо снять рабочую форму.
4.3. Рекомендуется вымыть руки теплой водой с мылом.
4.4. Если в работе использовался грим, то перед выходом на улицу необходимо
правильно снять его (кремом и ватой, затем вымыть лицо теплой водой с
мылом и вытереться чистым сухим полотенцем).
4.5. В холодную погоду нельзя сразу после занятий, когда мышцы еще
разгорячены, выходить на улицу.
5. Требования безопасности в непредвиденных ситуациях.
5.1. Не разрешается приступать к занятиям при болевых ощущениях в области
живота, головной боли, слабости, повышенной температуре. Необходимо
поставить руководителя в известность о плохом самочувствии.
5.2. При появлении боли или плохого самочувствия во время занятий
необходимо прекратить занятия и сообщить об этом руководителю.
5.3. При получении травмы, пострадавшему необходимо немедленно
обратиться к руководителю для оказания медицинской помощи. Руководитель
сообщает о происшествии администрации учреждения и родителям
18

пострадавшего. При необходимости, после оказания первой помощи,
руководитель может отправить пострадавшего в ближайшее лечебное
учреждение в сопровождении взрослого.

Приложение № 2
СЛОВАРЬ ТЕАТРАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ
1. Акт — одна часть действия;
2. Амплуа — специализация актера на ролях, соответствующих его данным;
3. Амфитеатр — места в зрительном зале за партером;
4. Антракт — перерыв между действиями, отделениями;
5. Аншлаг — объявление о том, что все билеты проданы;
6. Аплодисменты — рукоплескания в знак одобрения;
7. Афиша — объявление о спектакле;
8. Балет — спектакль из танцев, сопровождаемый музыкой;
9. Балкон — места, находящиеся выше партера;
10. Бельэтаж — места над партером и амфитеатром;
11. Бенуар — ложа на уровне партера;
12. Буффонада — шутовство;
13. Водевиль — вид комедии с песнями-куплетами, романсами и танцами;
14. Вокал — искусство пения;
15. Грим — искусство изменения внешности актера с помощью специальных
красок, прически, парика и т.д.;
16. Декорация — оформление сцены, создающее зрительный образ спектакля;
17. Дифирамбы — в Древней Греции — песнопения, посвященные Дионисию;
18. Драма — драматическое произведение, изображающее серьезный конфликт;
19. Драматург — литератор, пишущий для театра;
20. Задник — ткань в глубине сцены;
21. Занавес — ткань, закрывающая сцену от зрителей;
22. Инженю — актриса, исполняющая роли девочек;
23. Капельдинер — билетер;
24. Карнавал — народное гуляние с маскарадом;
25. Колосник — рабочий переход над сценой;
26. Комедия — вид драматического произведения, изображающий смешные
явления; "песни веселых поселян";
27. Контрамарка — бесплатный пропуск в театр;
28. Котурны — обувь на толстой подошве у трагических актеров в Древней
Греции;
29. Кулиса — узкая ткань, висящая сбоку от сцены;
30. Ложа — небольшой внутренний балкон;
31. Мельпомена — муза (покровительница трагедии);
32. Мизансцена — размещение актеров на сцене;
33. Миниатюра — небольшое театральное произведение;
19

34. Монолог — речь одного лица, обращенная к слушателям или к самому себе;
35. Опера — музыкально-драматическое произведение, состоящее из арий,
речитативов, хоров; 36. Оперетта — музыкально-драматическое произведение
комедийного характера;
37. Оркестр — коллектив музыкантов, совместно исполняющих произведение
на различных инструментах;
38. Падуга — ткань над сценой;
39. Партер — часть зрительного зала, находящаяся, обычно, ниже уровня
сцены;
40. Программка — листок с краткими сведениями о спектакле;
41. Пуанты — (фр.) кончик, острие;
42. Пьеса — литературная основа спектакля;
43. Раек — галерка (галерея), парадиз;
44. Рампа — осветительная аппаратура, расположенная на полу сцены по ее
переднему краю, скрытая от публики бортом;
45. Реквизит — вещи для спектакля;
46. Репертуар — перечень пьес, включенных в сезонную афишу театра;
47. Репетиция — процесс подготовки спектакля;
48. Реплика — ответ;
49. Роль — амплуа; образ, воплощаемый актером;
50. Скоморох — бродячий актер на Руси;
51. Суфлер — работник театра, подсказывающий, в случае необходимости,
артистам слова роли;
52. Сцена — площадка, на которой происходит театральное представление;
53. Сценарий — схема развития действия в спектакле;
54. Талия — муза (покровительница) комедии;
55. Танцор — солист балета;
56. Театр — "зрелище" (греч.);
57. Тенор — высокий мужской голос;
58. Травести — амплуа актрисы, играющей подростков на сцене;
59. Трагедия — (древнегреческое) "песнь козлов", вид драматического
произведения, изображающий острую борьбу героев с гибелью;
60. Труппа — коллектив актеров;
61. Фигурантка — в 19-ом веке артистка, танцующая в кордебалете;
62. Фойе — помещение в театре для пребывания зрителей во время антракта
(место для отдыха зрителей);
63. Ярус (этаж) — часть зрительного зала, расположенная выше уровня сцены;

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».