Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №45»
РАССМОТРЕНА
Педагогический Совет
БМАОУ СОШ №45
Протокол № _____
от «___» _________ 2025г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор
БМАОУ СОШ №45
Нохрина Л.В._____
Приказ № ______
от «___» ___ 2025г.
Живопись
дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
для детей 11-15 лет,
срок реализации - 1 год
2025 г.
Оглавление
Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы ............................... 3
1.1. Пояснительная записка ................................................................................ 3
1.2. Цель и задачи программы ........................................................................... 7
1.3. Содержание общеразвивающей программы ............................................. 9
1.3.1. Учебный план ....................................................................................... 10
1.3.2. Содержание учебного плана ............................................................... 10
1.3.3. Планируемые результаты .................................................................... 12
Раздел №2. Комплекс организационно-педагогических условий ...................... 15
2.1. Материально-техническое обеспечение .................................................. 16
2.2. Кадровое обеспечение ............................................................................... 16
2.3. Методические материалы .......................................................................... 19
2
РАЗДЕЛ № 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Живопись» (далее ДОП «Живопись») художественной направленности
разработана в соответствии с основополагающими документами:
1.
Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
4.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
6.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»
7.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
№ 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
9.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
3
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»
10.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)»;
11.
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. №
направлении
методических
рекомендациями
по
рекомендаций»
реализации
(вместе
ВК-641/09 «О
с
адаптированных
«Методическими
дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
12.
Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
13.
Приказ
от
26.06.2019
рекомендаций"Правила
№
70-Д
"Об
утверждении
персонифицированного
методических
финансирования
дополнительного образования детей в Свердловской области";
14.
Устав БМАОУ СОШ №45;
15.
Положение
об
организации
и
осуществлении
образовательной
деятельности по дополнительным общеразвивающим программам БМАОУ СОШ
№45;
16.
Положение о порядке обработки персональных данных обучающихся
БМАОУ СОШ №45
17.
Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля по
дополнительным общеразвивающим программам БМАОУ СОШ №45
18.
Порядок
применения
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ
4
БМАОУ СОШ №45
19.
Положение
об
организации
и
осуществлении
образовательной
деятельности по сетевой форме реализации образовательных программ БМАОУ
СОШ №45
20.
Календарный учебный график дополнительного образования БМАОУ
СОШ №45
21.
Рабочая программа воспитания БМАОУ СОШ №45
Актуальность программы
Актуальность
данной
программы -
практическая
значимость,
применение полученных знаний и умений в реальной жизни: умение создать
панно, картину, выполнить в материале элементы дизайна и украшений для
интерьеров и т.д.
Современные социальные условия жизни предъявляют к личности такие
требования, как наличие созидательности и творчества, способность быстро
продуцировать идеи. Но далеко не каждый может придумать или воплотить
свою идею в жизнь.
Дополнительная общеразвивающая программа «Живопись» включает в
себя три этапа: минимальный, начальный и творческий.
Программа
минимального курса живописи рассчитана на изучение теоретических основ
рисунка и акварели. Учащиеся (минимальный этап) тренируют руку в простых
сюжетах, отрабатывают карандашные навыки рисунка и живописи, учатся
технике штрихования и основным приемам акварельной живописи, основным
законам перспективы, учатся изображать натюрморт. Начальный курс рассчитан
на академически углубленную программу. Обучающиеся используют в своей
работе акварель, они пробуют рисовать более сложные натюрморты, а также
изучают пейзажную технику.Творческий этап освоения программы по живописи
начинается, тогда когда учащиеся заканчивают обучение и решают различные
задачи при выполнении творческого проекта в конце курсов, самостоятельно
5
выбирая жанр и материалы для его выполнения.
Общеобразовательная программа дополнительного образования
по
живописи актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает
художественный образ, основы художественного изображения, связь народной
художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно
осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной
художественно-творческой активности.
Структура программы «Живопись» делится на блоки-модули, что
позволяет начинать обучение с любого раздела. Отличительной особенностью
такого построения является цикличность в получении основ в области живописи,
то есть их
повторения и углубления. В основе обучения лежат методики,
способствующие формированию художественной уверенности, получению
доступа к творческой части своей личности, что позволяет раскрыть свой
внутренний потенциал. Программа включает в себя основные теоретические
сведения и практические работы. При этом изучение материала, связанного с
практическими работами, предполагает освоение обучающимися необходимого
минимума теоретических сведений.
Программа рассчитана на детей 11-15 лет (5-9 класс).
Срок ее реализации - 1 год.
Уровень освоения программы - базовый.
Наполняемость группы - от 10 до 15 человек.
Группа комплектуются из детей, проявляющих заинтересованность в
занятиях предметом. Педагог учитывает особенности каждого обучающегося и
обеспечивает индивидуальный подход к нему. При наличии в группе ребенка
особых категорий (дети с ограниченными возможностями здоровья, одаренные
дети), основная программа адаптируется под возможности этого ребенка.
Программа составлена с учетом знаний в области искусства и живописи,
опыта трудовой и проектной деятельности, полученных учащимися при
6
обучении в дошкольном образовательном учреждении и начальной школе.
Режим работы следующий:
-
количество занятий в неделю: 2
-
продолжительность каждого занятия: 1 академический час;
-
продолжительность одного академического часа: 40 минут;
-
перерыв: 20 минут.
Общий объем часов по программе: 68.
Формы обучения: очная. Основными формами организации процесса
обучения являются групповые занятия.
Виды занятий: теоретические и практические занятия, выполнение
творческих работ.
Формы подведения итогов: участие в конкурсах, выполнение творческих
работ; выставки творческих работ. Результаты работ обучающихся фиксируются
на фото. Фотоматериалы по результатам работ размещаются на сайте
учреждения.
1.2.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель – развитие у учащихся мотивации к познанию, расширение
творческих способностей, в области живописи - художественного воображения и
мышления, эмоционального и эстетического отношения к реальности.
Задачи:
• Развитие эстетического мировоззрения, воспитание художественного
вкуса;
• Развитие художественно – графических умений и навыков;
• Развитие
фантазии,
творческого
мышления,
воображения,
пространственного восприятия;
• Приобретение навыков работы в области живописи акварелью;
• Обучение приемам самостоятельной разработки изделия;
• Ознакомление с различными видами живописи и декоративно7
прикладного искусства;
• Совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными
инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
• Знакомство с различными направлениями живописи разных эпох и
стран.
К концу обучения учащиеся должны
Знать:
• Основы композиции, перспективы, цветоведения;
• Разнообразие материалов и изобразительные средства;
• Некоторые понятия, термины изобразительного искусства, дизайна и
декоративно - прикладного творчества;
• Технологию того или иного творчества;
•Разнообразие выразительных средств.
Уметь:
• Пользоваться художественными материалами и инструментами;
• Сознательно
выбирать
расположение
листа
в
зависимости
от
содержания, составить композицию;
• Передавать фактуру, декорировать, создавать несложные композиции;
• Выбирать средства для выражения замысла;
• Активизировать жизненную наблюдательность и фантазию, выполняя
задания;
• Составить композицию, учитывая законы композиции;
• Уметь подбирать гармоничную цветовую гамму;
• Правильно использовать художественные материалы;
• Решать художественно – творческие задачи, пользуясь эскизом;
• Участвовать в групповой работе, свободно вести беседу во время
обсуждения творческого задания и т.д.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
8
словесный (объяснение, беседа, рассказ);
наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
практический;
эмоциональный
(подбор
ассоциаций,
образов,
художественные
впечатления).
Предложенные методы работы в рамках дополнительной образовательной
программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных
целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и
сложившихся традициях изобразительного творчества.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1.3.1.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
Практическое
Теория
задание
Всего
часов
Наименование темы
РАЗДЕЛ 1. «ЖИВОПИСЬ. ВВЕДЕНИЕ»
1.1. Вводный урок. Знакомство с
1
основными материалами и
инструментами живописи.
Инструктаж по ТБ.
РАЗДЕЛ 2. «РИСУНОК КАРАНДАШОМ»
2.1 Линия, пропорции, геометрические
1
фигуры в основе рисунка. Творческая
работа «Лошадь» (техника: карандаш)
РАЗДЕЛ 3. «РИСУНОК УГЛЁМ»
3.1 Набросок, штрих, симметричность.
1
1
Творческая работа «Лев» (техника:
уголь)
РАЗДЕЛ 4. «ЖИВОПИСЬ АКВАРЕЛЬЮ»
4.1 Особенности работы с акварелью
1
4.2 Натюрморт из трёх предметов (кувшин, 5
овощи) с натуры
9
1
1
2
1
5
4.3 Рисование гипсовой розетки с натуры 5
1
6
РАЗДЕЛ 5. «РАБОТА ГУАШЬЮ»
5.1 Рисование гуашью с помощью ватной 2
2
палочки методом тычка и тампования
5.2 Стилизация. Приёмы стилизации
1
1
образов и предметов. Хохломская,
городецкая роспись, гжель.
5.3 Городецкая роспись. Роспись
9
9
тарелочки, разделочной доски
РАЗДЕЛ 6. «ЖИВОПИСЬ АКРИЛОВЫМИ КРАСКАМИ»
6.1 Живопись акриловыми красками.
2
2
Свойства и инструменты.
6.2 Техника «импасто». Тематический
11
1
12
натюрморт «Цветы». Особенности
написания цветов. Способы
прорисовки лепестков. Способы
создания фона.
6.3 Техника «импасто». Живопись в
12
12
технике импасто или рельефная
живопись. «Пейзаж». Выполнение
работы на холсте.
6.4 Абстракция в интерьере. Рисование на 5
1
6
холсте или бумаге
6.5 ИТОГОВАЯ ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА 8
8
(Выполняется в любой технике по
желанию учащегося)
Всего
59
9
68
1.3.2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
РАЗДЕЛ 1. «ЖИВОПИСЬ. ВВЕДЕНИЕ»
Живопись
–
дополнительные
искусство
цвета.
цвета.
Основы
Цвета
цветоведения.
спектра.
Основные
Спектральный
и
круг.
Взаимодополнительные цвета. Смешение цветов. Упражнение по цветоведению.
Техника безопасности при работе.
РАЗДЕЛ 2. «РИСУНОК КАРАНДАШОМ»
Обзор типов карандашей, выбор бумаги для рисования. Разбор основных
техник (штриховка, растушевка, тотечная техника).Основы построения форм,
10
пропорции и перспектива. Создание объёмных форм с помощью теней. Основы
композиции. Выполнение работы с фотографии.
11
РАЗДЕЛ 3. «РИСУНОК УГЛЁМ»
Введение в материалы: Обзор различных видов угля (угольные палочки,
угольные карандаши). Выбор бумаги и подготовка рабочего места. Основные
техники: различные способы нанесения угля (штриховка, растушевка). Работа с
контрастами и градациями. Основы построения объемных форм с помощью угля.
Использование линий и теней для создания глубины. Выполнение работы с
фотографии.
РАЗДЕЛ 4. «ЖИВОПИСЬ АКВАРЕЛЬЮ»
Обзор акварельных красок (таблетки, тюбики, жидкие). Выбор бумаги для
акварели (различные текстуры и плотность).Разбор основных техник (по сухому,
по мокрому).
Работа с цветом: смешение цветов, создание оттенков.
Использование цветовых градиентов и контрастов. Создание композиций:
– Основы композиции в акварельной живописи.
– Практика: работа с натурой (Творческая работа «Натюрморт», «Гипсовая
розетка»). Итоговая выставка работ участников. Обсуждение опыта и достижений
в живописи акварелью.
РАЗДЕЛ 5. «РАБОТА ГУАШЬЮ»
Знакомство с новым приёмом рисования и особенностями работы с
гуашью. Рисование гуашью ватными палочками методом тычка и тампования.
Понятие
“стилизация”.
Рассмотрение
на
примерах
понятия
стилизации. Знакомство с хохломской, городецкой росписью. Основы росписи,
её элементы. Рисование элементов росписи (ягод, листьев, травки и т. д.).
Роспись тарелочки, разделочной доски.
РАЗДЕЛ 6. «ЖИВОПИСЬ АКРИЛОВЫМИ КРАСКАМИ»
Обзор акриловых красок (различные виды и их особенности). Выбор
поверхности для рисования (холст, бумага, дерево). Инструменты: кисти,
мастихины, палитры.
Основные техники:
– Нанесение слоями: работа с прозрачными и непрозрачными слоями.
– Смешивание красок на палитре и на холсте.
12
– Гладкие переходы и текстуры с помощью кистей и мастихинов.
Создание текстур:
– Техники создания текстур (губки, щетки, мастихин).
Создание композиций:
– Основы композиции в акриловой живописи.
– Работа с натурой, абстракцией и современными темами.
Выставка работ участников. Обсуждение опыта и достижений в живописи
акрилом.
Выполнение итогового творческого проекта в любой из изученных техник.
Защита проекта. Участие в школьной выставке.
1.3.3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В
результате
изучения
курса
«Живопись»
у
учащихся
будут
сформированы определенные личностные, регулятивные, познавательные и
коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения
учиться.
Таким образом, курс направлен на формирование общей культуры
обучающегося, на его духовно-нравственное, социальное, личностное развитие,
создание основы для самостоятельной организации учебно-познавательной и
художественно-творческой деятельности.
Планируемые личностные:
- формирование ответственного отношения к учению, саморазвитию и
самообразованию;
- формирование целостного мировоззрения, учитывая культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
ответственного отношения к собственным поступкам;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира.
13
- умение анализировать произведения искусства;
- понимание особенности образного языка;
- создавать с натуры и по воображению образы живописными
материалами;
- эмоциональное восприятие образов природы, отраженных в картине;
- первоначальное представление о поликультурности изобразительного
искусства;
- усвоение принципа построения изображения и пространственновременного развития;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- понимания значения изобразительного искусства в жизни человека;
- понимания роли изобразительного искусства в собственной жизни;
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к
курсу «Живопись» через освоение роли автора своих художественных работ;
- ориентации на оценку результатов собственной художественнотворческой деятельности;
- мотивации к коллективной творческой работе; представления о труде
художника, его роли в жизни каждого человека;
- личностной идентификации на основе общего представления о
творческом самовыражении, о мире профессий в изобразительном искусстве.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- понимать учебную задачу;
- понимать особенности художественного замысла и его воплощения;
- осуществлять под руководством учителя контроль по результату своей
деятельности;
- воспринимать мнение и предложения сверстников, родителей;
-
самостоятельно
определять
цели
своего
обучения,
формулировать для себя новые задачи в учебе;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами;
14
ставить
и
- организовывать совместную деятельность и совместное сотрудничество.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- использовать варианты выполнения работы;
- понимать содержание художественных произведений;
- читать простое схематическое изображение;
- соотносить произведения по настроению, форме, по некоторым
средствам художественной выразительности;
- создавать художественный образ в разных видах и жанрах визуально –
пространственных искусств;
работать различными живописными художественными материалами;
- развивать индивидуальные творческие способности, формирующие
интерес к творческой деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- допускать существование различных точек зрения о произведении
изобразительного искусства;
- участвовать в работе парами, в групповом создании творческих работ;
-
использовать
простые
речевые
средства
для
передачи
своего
впечатления от произведения живописи;
- вести диалог с другими людьми, достигать взаимопонимания;
- ответственно и осознанно относится к собственным поступкам.
Предметные результаты
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Обучающийся научится:
- владеть живописными материалами в достаточном разнообразии для
своего возраста;
- понимать содержание и выразительные средства художественных
произведений;
- принимать условность и субъективность художественного образа;
15
- сопоставлять объекты и явления реальной жизни и их образы,
выраженные в произведениях искусства, и объяснять разницу;
- выражать в беседе свое отношение к произведению изобразительного
искусства.
РАЗДЕЛ №2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
Время и место проведения занятий - в соответствии с расписанием,
утвержденным приказом директора БМАОУ СОШ №45.
2.1.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Обеспечивается образовательной организацией:
Помещение для обучения:
№
Оборудование
Количество /шт.
1. Мольберт
15
2. Осветитель для учебных натурных
постановок
3. Компьютер/ноутбук
1
4. Проектор
1
5. Доска магнитно-маркерная
1
6. Принтер/сканер/копир
1
7. Акустические колонки
1
8. Стол учебный
15
9. Стул учебный
15
10. Гипсовая розетка
1
11. Кувшин
1
12. Муляж фруктов
10
Обеспечивается родителями:
16
1
№
Материалы (оборудование)
1. Альбом
Количество /шт. (на
учащегося)
1
2. Бумага для акварели, формат А2
3
3. Палитра
1
4. Набор кистей
1
5. Стаканчик-непроливайка
1
6. Набор канцелярских принадлежностей
1
7. Уголь для рисования (набор 6 шт)
2 набора на группу
8. Краски Акварель «Невская палитра»
1
9. Краски гуашь
1
10. Краски акриловые
1
11. Холст 40*50 на подрамнике(по
2
желанию) либо ватман
12. Тарелка или разделочная доска для
1
росписи
2.2. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Количество педагогов, ведущих занятие: 1.
Требования к компетенции педагога:
• педагогическое образование (курсовая переподготовка);
• владение знаниями по основам психологии детей и подростков;
• владение основами знаний по работе с детьми особых категорий (одаренные
и мотивированные дети, дети с ОВЗ);
• владение знаниями по ТБ и ПБ.
2.3.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Общая характеристика педагогического процесса
№ Название раздела,
п/п
темы
Материальнотехническое
оснащение,
дидактико-методический
материал
17
Формы, методы,
приемы обучения.
Педагогические
технологии
Формы
учебного
занятия
1.
Раздел
«живопись.
Введение»
1.
Проектор, ноутбук
2.
Раздел 2.
«рисунок
карандашом»
Ноутбук, проектор,
канцелярские
принадлежности,
работы карандашом
для примера, альбом
3.
Альбом, уголь для
Раздел 3.
«рисунок углём» рисования, эскизы
для примера,
канцелярские
принадлежности
4.
Проектор, ноутбук,
альбом,
Раздел
4. канцелярские
принадлежности,
«живопись
мольберт, бумага
акварелью»
формата А2,
акварель, муляжи
фруктов, гипсовая
розетка, свет для
5.
учебных
Проектор,натурных
ноутбук,
работ
альбом,
канцелярские
Раздел 5. «работа принадлежности,
гуашью»
мольберт, гуашь,
тарелочка или
разделочная доска,
лак
18
Методами обучения Беседы с
по данной
игровыми
программе
элементами,
являются:
практические
по
источнику занятия
изложения учебного индивидуальн
материала
о и в группах
словесные,
Теоретические
наглядные,
и
практические.
практические
по характеру
занятия
учебноиндивидуальн
познавательной
о и в группах
деятельности:
объяснительно
иллюстративные.
Фронтальное
объяснение
темы
занятия педагогом;
обучающихся
в ходе Теоретические
показ
их
и
последовательности
выполнения практические
выполнения
работы; занятия
;
обсуждение
работ индивидуальн
итоговый просмотр.
На занятиях
о и в группах
используются
следующие
Теоретические
технологии: здоровьесберегающи и
практические
е; - развития
занятия
критического
индивидуальн
мышления;
о и в группах
- педагогика
сотрудничества.
Теоретические
и
практические
занятия
индивидуальн
о и в группах
6.
Раздел
«живопись
акриловыми
красками»
Проектор, ноутбук, Определение уровня участие в
6. альбом,
сформированности выставках,
канцелярские
знаний, умений и
сетевых
принадлежности,
навыков.
проектах;
мольберт, акриловые
выставки
краски, холст или
художественн
ватман.
ого творчества
19
2.3 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Электронно-программное обеспечение (по возможности):
- электронные библиотеки по искусству, ЦОРы по изобразительному искусству о
природе, архитектуре;
Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор
- компьютер;
- сканер, ксерокс и цветной принтер
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
нормативные документы
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об
2.4.
образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998
№ 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. №
организациями,
816 «Об утверждении Порядка применения
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
20
22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
№ 629 "Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам»;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей»
10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. №
09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. №
ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
общеобразовательных
психологической
детей
с
адаптированных
программ,
реабилитации,
ограниченными
дополнительных
способствующих
профессиональному
возможностями
здоровья,
социально-
самоопределению
включая
детей-
инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
12. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
13. Приказ от 26.06.2019
рекомендаций
№
"Правила
70-Д "Об утверждении методических
персонифицированного
финансирования
дополнительного образования детей в Свердловской области";
литература
1. Атанов В.С. Акварельная живопись на пленэре. – М.; 2006
2. Большаков М. В. Декор и орнамент в книге. - М.; 2015
21
3. Волков Ю.А. Работа над живописным этюдом - М.;2017
4. Визер В. Живописная грамота. Основы искусства изображения. – С- Пб.;
Питер, 2006
5. Визер В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном
искусстве. – С-Пб.; Питер, 2006
6. Волков Н.Н. Цвет в живописи. - М.; 1984
7. Выготский А.С. Психология искусства. - М.; 1997
8. Живопись. Учебное пособие для вузов - М.; 2004
9. Зайцев Е.А. Наука о цвете и живописи. - М.; 1986
10. Кальнинг А.К. Акварельная живопись - М.; 2020
11. Курочкина Н. Знакомство с пейзажной живописью – С-Пб.; 2000
12. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. - М.; 2008
13. Ньютон У. Акварельная живопись. - М.; Кристина, 2002
14. Сарабьянов Д. История русского искусства конца XIX - начала XX века. М.; 2001
22