Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №45»
РАССМОТРЕНА
Педагогический Совет
БМАОУ СОШ №45
Протокол № _____
от «___» _________ 2025г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор
БМАОУ СОШ №45
Нохрина Л.В._____
Приказ № ______
от «___» ___ 2025г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
литературно-поэтического кружка «Стихи-собеседники»
для детей 11-15 лет,
срок реализации - 1 год
Составила:
Педагог дополнительного образования
Семёнова Оксана Анатольевна
2025 г.
Оглавление
Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
3
3
Цель и задачи программы 8
Содержание общеразвивающей программы
9
Учебный план 9
Содержание учебного плана
Планируемые результаты
10
11
Раздел №2. Комплекс организационно-педагогических условий
Материально-техническое обеспечение
Кадровое обеспечение
14
Методические материалы
14
2
13
13
РАЗДЕЛ № 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
литературно-поэтического кружка «Стихи-собеседники» (далее ДОП «Стихисобеседники») разработана в соответствии с основополагающими документами:
Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017
г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
3
дополнительного образования детей»
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. №
ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 26.06.2019 № 70-Д "Об утверждении методических рекомендаций
"Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования
детей в Свердловской области";
Устав БМАОУ СОШ №45;
Положение об организации и осуществлении образовательной деятельности по
дополнительным общеразвивающим программам БМАОУ СОШ №45;
Положение о порядке обработки персональных данных обучающихся БМАОУ
СОШ №45
Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля по
дополнительным общеразвивающим программам БМАОУ СОШ №45
Порядок применения электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ БМАОУ СОШ №45
Положение об организации и осуществлении образовательной деятельности по
4
сетевой форме реализации образовательных программ БМАОУ СОШ №45
Календарный учебный график дополнительного образования БМАОУ СОШ №45
Рабочая программа воспитания БМАОУ СОШ №45
В современном обществе, где материальные ценности зачастую доминируют над
духовными, у детей может формироваться искаженное представление о таких
фундаментальных понятиях, как доброта, милосердие, великодушие,
справедливость, гражданственность и патриотизм. Ведь именно от принципов,
которые мы закладываем в сознание подрастающего поколения, во многом
зависит будущее нашего общества. Личность человека, его деятельность и
окружающий мир тесно взаимосвязаны, а культура, объединяющая духовность и
нравственность, выступает ключевой характеристикой человека. Русская
литература всегда была источником гордости для нашего народа. Национальная
психология русского человека отличается повышенным вниманием к душе,
совестливости, к силе слова, способного как возвысить, так и уничтожить.
Именно в литературном творчестве человек определяет свое отношение к жизни
и свое место в ней. Занятия литературой способствуют эмоциональному и
интеллектуальному развитию ребенка, а также решению задач духовнонравственного воспитания.
ДОП «Стихи-собеседники» создана с целью не только пробудить у учащихся
искренний интерес к чтению и художественному слову, приобщить детей к
творческой деятельности, но и развить их желание глубже изучать поэтические
произведения, знакомясь с основами стихосложения. Занятия позволят учащимся
открыть для себя увлекательный, многогранный и неисчерпаемый мир слова.
Овладеть искусством художественного чтения, что, в свою очередь, сыграет
значительную роль в формировании духовно богатой, гармонично развитой
личности, обладающей высокими нравственными идеалами и эстетическими
потребностями. Развитие навыков выразительного чтения является одним из
эффективных способов воспитания культуры устной речи. Приобретая
практические навыки (сочиняя стихи, литературные произведения), дети учатся
передавать свои мысли, чувства, переживания.
5
Актуальность программы
Программа дополнительного образования по изучению лирических
произведений актуальна, так как она помогает учащимся адаптироваться к
требованиям современной жизни. Чтение и анализ лирических произведений
способствуют развитию творческого воображения, фантазии, правильной и
грамотной речи, а также нестандартного мышления и творческого
самовыражения.
В настоящее время существует потребность в новых методах и подходах к
преподаванию эстетических искусств. Программа направлена на развитие
эстетического восприятия и целостного развития личности. Она помогает
выявить творческие способности учащихся, их одарённость и создать условия
для самовыражения.
Отличительная особенность программы заключается в том, что занятия по доп
«Стихи-собеседники» — это свободное творческое самовыражение. Нет
«правильного и неправильного» выполнения задач, хотя и решаются
образовательные цели. Миссия педагога — познакомить детей с теорией
стихосложения и изобразительно-выразительными средствами, показать красоту
поэтического слова и образцовое чтение. Учащиеся самостоятельно подбирают
тексты для чтения и анализа, выбирают форму участия в конкурсном чтении, что
развивает их самостоятельность и инициативность.
Программа рассчитана на детей 11-15 лет.
Срок ее реализации -1 год.
Уровень освоения программы - базовый.
Наполняемость группы – от 7 до 14 человек.
Группа комплектуются из детей, проявляющих заинтересованность в занятиях
предметом. Педагог учитывает особенности каждого обучающегося и
обеспечивает индивидуальный подход к нему. При наличии в группе ребенка
особых категорий (дети с ограниченными возможностями здоровья, одаренные
дети), основная программа адаптируется под возможности этого ребенка.
6
Режим работы следующий:
количество занятий в неделю: 1
продолжительность каждого занятия: 1 академический час;
продолжительность одного академического часа: 60 минут;
Общий объем часов по программе: 34.
Формы обучения: очная. Основными формами организации процесса обучения
являются индивидуальные и групповые занятия.
Виды занятий: теоретические, практические работы.
Формы подведения итогов: участие в конкурсах, творческих встречах.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: Духовно-нравственное развитие личности через осмысление
поэзии.
Задачи программы:
Понимать общечеловеческую и духовно-нравственную ценность
литературы, осознавать её роль в воспитании любви к Родине и укреплении
единства многонационального народа Российской Федерации.
Осуществлять элементарный смысловой и эстетический анализ
произведений фольклора и художественной литературы, воспринимать,
анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное (с учётом
литературного развития обучающихся).
Определять тему и главную мысль произведения, основные вопросы,
поднятые автором.
Указывать родовую и жанровую принадлежность произведения.
Выявлять позицию героя и авторскую позицию.
Выявлять основные особенности языка художественного произведения,
поэтической и прозаической речи.
Понимать сущность теоретико-литературных понятий и учиться
использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений, оформления
собственных оценок и наблюдений.
Выделять в произведениях элементы художественной формы и
обнаруживать связи между ними.
7
Сопоставлять произведения, их фрагменты, образы персонажей, сюжеты
разных литературных произведений, темы, проблемы, жанры (с учётом возраста
и литературного развития обучающихся).
СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
разделов
и тем
1
2
3
4
5
6.
7
8
9
10
11
12
Название разделов и тем
Вводное занятие «Что
такое поэзия?»
Приступая к чтению
поэзии.
Законы стихописания
Занимательные
рассказчики. Назначение
поэта и поэзии
Слова, которые делают
нашу речь образной:
эпитеты, сравнения,
олицетворения,
метафоры.
Выразительное чтение
как вид искусства.
Рождественская поэзия и
проза.
Практика. Собираем
рабочий материал,
начинаем писать стихи
(катрен)
Подготовка к творческой
встрече «Всемирный
день поэзии»
Точное и поэтическое
С чего начинается
родина? (Стихи поэтов о
родине)
Практика. «Всемирный
день поэзии»
Творческая встреча
«Всемирный день
поэзии»
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
1
0
2
1
1
1
1
2
2
5
1
4
5
1
4
3
1
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8
13
14
15
16
17
Зрелище образов в
поэзии.
Произведения Великой
победы
Практика. Читаем стихи
о Победе, Родине,
родном крае
Беседа «Добро и зло» на
примере стихотворений
русских поэтов
Итоговый творческий
вечер (показываем, чему
научились)
ИТОГО
1
1
4
1
1
2
3
1
2
1
1
34
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Тема 1. Вводное занятие «Что такое поэзия?» Приступая к чтению поэзии.
Знакомство детей и педагога. Цель, задачи, содержание программы обучения.
Понятие слова «Поэзия». Что такое поэзия? Понятие слова «Поэзия», назначение
поэта. Знакомство с лирическими жанрами: гимн, ода, послание, сатира, песня,
стихотворение и т.д. Приступая к чтению стихотворений.
Тема 2. Законы стихописания. Основные правила стихосложения, рифма
(мужская и женская), Перекрестная рифма, Параллельная рифма, Опоясывающая
рифма. Умение определять рифму, владеть способами рифмовки, работать над
лиричностью языка. Видеть отличия видов рифмовки
Тема 3. «Занимательные рассказчики». Назначение поэта и поэзии.
Беседа о назначении поэта и поэзии. Вопросы читателя и утверждение поэта.
Цель и смысл действия в стихотворении
Тема 4. Слова, которые делают нашу речь образной: эпитеты, сравнения,
олицетворения, метафоры. Рассказ о художественных средствах нашей речи.
Тема 5. Выразительное чтение как вид искусства. Техника речи. Орфоэпическое
произношение. Правильное ударение в слове. Логика чтения. Паузы, их виды. Их
длительность и характер. Темп. Ритм. Соотношение логических и ритмических
пауз. Виды ритмических пауз (межстиховые, цезуры, леймы).
Эмоционально-образная выразительность
Тема 6. Рождественская поэзия и проза. Знакомство с Рождественскими
произведениями.
9
Тема 7. Практика. Собираем рабочий материал, начинаем писать стихи (катрен).
Тема 8. Подготовка к творческой встрече «Всемирный день поэзии». Выбор
материала, разработка поэтического мероприятия, чтение стихотворения к нему.
Тема 9. Точное и поэтическое. Художественные особенности (на примере
текстов А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, С. А. Есенина, А. Блока, А. Ахматовой,
И. А. Бунина).
Чтение стихотворений поэтов, определение в них художественных средств.
Тема 10. С чего начинается родина? (Стихи поэтов о родине).
Тема 11. Практика. Подготовка к «Всемирный день поэзии», повторение, чтение
стихотворений.
Тема 12. Творческая встреча «Всемирный день поэзии». Участие в творческой
встрече.
Тема 13. Зрелище образов в поэзии.
Тема 14. Произведения Великой победы. Знакомство с произведениями о
Великой Отечественной войне.
Тема 15. Практика. Читаем стихи о Победе, Родине, родном крае. Заучивание
стихов.
Тема 16. Беседа «Добро и зло» на примере стихотворений русских поэтов
Тема 17. Итоговый творческий вечер (показываем, чему научились)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Формируются следующие личностные результаты:
Гражданское воспитание: Готовность к выполнению гражданских
обязанностей, уважение прав других, активное участие в жизни общества.
Неприятие экстремизма и дискриминации, понимание роли социальных
институтов, знание прав и обязанностей гражданина. Готовность к
сотрудничеству, взаимопомощи, противодействию коррупции.
Патриотическое воспитание: Осознание российской идентичности, интерес к
истории, культуре и языку России. Ценностное отношение к достижениям
Родины, науке, искусству, спорту. Уважение к символам России, праздникам,
наследию и традициям народов страны.
Духовно-нравственное воспитание: Ориентация на моральные ценности при
нравственном выборе, оценка поступков персонажей и своих собственных.
Неприятие асоциальных поступков, осознание свободы и ответственности.
Эстетическое воспитание: Восприимчивость к искусству, понимание его
эмоционального воздействия. Осознание роли литературы и культуры как
10
средства коммуникации и самовыражения. Ценность отечественного и мирового
искусства, стремление к самовыражению.
Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
Осознание ценности жизни, ответственное отношение к здоровью, установка на
ЗОЖ. Неприятие вредных привычек, соблюдение правил безопасности (в т.ч. в
интернете). Адаптация к стрессовым ситуациям, принятие себя и других,
управление эмоциями, рефлексия, признание права на ошибку.
Ценность научного познания: Ориентация на научные представления о
развитии мира, взаимосвязях человека с природой и обществом. Овладение
языковой и читательской культурой как средством познания. Навыки
исследовательской деятельности, осмысление опыта, стремление к
совершенствованию.
Метапредметные результаты:
В результате изучения литературы формируются познавательные,
коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия, а также
навыки совместной деятельности.
Познавательные УУД:
Базовые логические действия: выявление признаков, классификация,
установление закономерностей и причинно-следственных связей в литературных
явлениях, формулирование гипотез, выбор способов решения задач.
Базовые исследовательские действия: формулирование вопросов, выдвижение
гипотез, проведение исследований, оценка информации, обобщение результатов,
прогнозирование развития событий.
Работа с информацией: поиск, анализ, систематизация и интерпретация
информации, выбор формы представления, оценка надёжности.
Коммуникативные УУД:
Восприятие и формулирование суждений, выражение эмоций, распознавание
невербальных средств общения, понимание намерений других, ведение диалога
и дискуссии, представление результатов работы.
Регулятивные УУД:
Самоорганизация: выявление проблем, выбор подходов к решению, составление
алгоритма, планирование действий, принятие решений.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект: самоконтроль, оценка ситуации,
адаптация к изменениям, анализ причин успеха/неудачи, управление эмоциями,
понимание других, признание права на ошибку.
Совместная деятельность: использование командной и индивидуальной работы,
принятие цели, распределение ролей, обсуждение процесса и результата,
обобщение мнений, планирование, координация действий, оценка вклада.
Предметные результаты:
11
Понимание ценности литературы, её роли в формировании гражданственности и
патриотизма.
Понимание специфики литературы как искусства.
Умение анализировать и интерпретировать литературные произведения,
понимать художественный мир.
Овладение теоретико-литературными понятиями.
Совершенствование навыков выразительного чтения.
Умение участвовать в диалоге и дискуссии, давать оценку прочитанному.
Понимание важности чтения как способа познания мира и развития.
Развитие умения планировать чтение.
Формирование умения участвовать в учебно-исследовательской и проектной
деятельности.
Овладение умением использовать словари и справочники, соблюдать правила
информационной безопасности.
Итоговая аттестация кружка проводится в форме творческого поэтического
мероприятия в конце учебного года. Обучающиеся также принимают участие в
конкурсах различного уровня в течение года.
РАЗДЕЛ №2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
Время и место проведения занятий - в соответствии с расписанием,
утвержденным приказом директора БМАОУ СОШ №45.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Обеспечивается образовательной организацией:
Помещение для обучения, компьютер, проектор
Количество педагогов, ведущих занятие: 1.
Требования к компетенции педагога:
педагогическое образование (курсовая переподготовка);
владение знаниями по основам психологии детей и подростков;
владение основами знаний по работе с детьми особых категорий (одаренные и
мотивированные дети, дети с ОВЗ);
владение знаниями по ТБ и ПБ.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Общая характеристика педагогического процесса
№
Тема
Форма
занятий
Приемы и
методы
12
Дидактич Форм
еский
а
Техническо
е
1
2
3
4
5
6.
организации
образователь
ного
процесса в
рамках
занятия
Вводное
Традиц Словесный,
занятие «Что ионное объяснитель
такое
занятие нопоэзия?»
иллюстратив
Приступая к
ный,
чтению
фронтальны
поэзии.
й методы
Законы
Лекция, Словесный,
стихописани практич объяснитель
я
еское
нозанятие иллюстратив
ный,
фронтальны
й методы
Занимательн Лекция Словесный,
ые
объяснитель
рассказчики.
ноНазначение
иллюстратив
поэта и
ный,
поэзии
фронтальны
й методы
Слова,
Лекция Словесный,
которые
объяснитель
делают нашу
норечь
иллюстратив
образной:
ный,
эпитеты,
фронтальны
сравнения,
й методы
олицетворен
ия,
метафоры.
Выразительн Лекция, Словесный,
ое чтение как практич объяснитель
вид
еское
ноискусства.
занятие иллюстратив
ный,
фронтальны
й методы
Рождественс Лекция, Словесный,
13
материал
подве
дения
итого
в
оснащение
занятия
Мультим
едийные
материал
ы
Компьютер,
проектор
Мультим
едийные
материал
ы
Опрос Компьютер,
проектор
Компьютер,
проектор
Компьютер,
проектор
Мультим
едийные
материал
ы
Опрос Компьютер,
проектор
Мультим
Опрос Компьютер,
кая поэзия и
проза.
7
8
9
10
11
12
13
практич объяснитель
еское
нозанятие иллюстратив
ный,
фронтальны
й методы
Практика.
Лекция Словесный,
Собираем
наглядный,
рабочий
объяснитель
материал,
ноначинаем
иллюстратив
писать стихи
ный,
(катрен)
фронтальны
й методы
Подготовка к Лекция Словесный,
творческой
наглядный,
встрече
объяснитель
«Всемирный
но
день поэзии»
групповой
методы
Точное и
Лекция Словесный,
поэтическое
объяснитель
ноиллюстратив
ный,
фронтальны
й методы
С чего
Лекция Словесный,
начинается
объяснитель
родина?
но(Стихи
иллюстратив
поэтов о
ный,
родине)
фронтальны
й методы
Практика.
Практи
«Всемирный ческое
день поэзии» занятие
Творческая
встреча
«Всемирный
день поэзии»
Зрелище
Лекция объяснитель
образов в
нопоэзии.
иллюстратив
ный,
14
едийные
материал
ы
проектор
мультиме Опрос Компьютер,
дийные
проектор
материал
ы
мультиме Конку Компьютер,
дийные
рс
проектор
материал
ы
Компьютер,
проектор
Компьютер,
проектор
Опрос Компьютер,
проектор
Компьютер,
проектор
Компьютер,
проектор
14
15
16
17
Произведени Лекция, Словесный,
я Великой
практич объяснитель
победы
еское
нозанятие иллюстратив
ный,
фронтальны
й методы
Практика.
Практи
Читаем
ческое
стихи о
занятие
Победе,
Родине,
родном крае
Беседа
Лекция объяснитель
«Добро и
нозло» на
иллюстратив
примере
ный,
стихотворен
ий русских
поэтов
Итоговый
Творчес Словесный,
творческий
кая
фронтальны
вечер
встреча й методы
(показываем,
чему
научились)
15
Мультим
едийные
материал
ы
Опрос Компьютер,
проектор
Опрос Компьютер,
проектор,
принтер
Компьютер,
проектор
-
-
Компьютер,
проектор
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. – М.: Норма, 2004. –
368 с.
Аверинцев С. С. Стихи духовные. – М.: Изд-во МГУ, 1991. – 192 с.
Аверинцев С. С. Поэтика как мировидение. – М.: Языки славянских культур,
2008. – 256 с.
Гаспаров М. Л. Очерк истории русского стиха. – М.: Наука, 1984. – 320 с.
Жирмунский В. М. Теория стиха. – Л.: Сов. писатель, 1975. – 664 с.
Лотман Ю. М. Структура художественного текста. – М.: Искусство, 1970. – 384
с.
Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. – М.: Наука, 1977. – 576 с.
Эйхенбаум Б. М. О поэзии Анны Ахматовой. – Л.: Изд-во писателей в
Ленинграде, 1924. – 104 с.
Урбан А.А. - Стихи-собеседники . Очерки. Издательство: Детская литература –
1978.- 174 с иллюстр.
Якобсон Р. О. Работы по поэтике. – М.: Прогресс, 1987. – 464 с.
16